Естественно-научная лаборатория. Рабочая программа Юный ученый

1

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1.

Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи программы
3.

Планируемые результаты освоения программы.

4.

Новизна программы

2.

Содержательный раздел

2.1. Педагогическая целесообразность
2.2. Календарно – тематический план в старшей группе
2.3. Календарно – тематический план в подготовительной группе
3.

Организационный раздел

3.1. Описание совместной деятельности с детьми.
3.2. Способы работы с лабораторией.
3.3. Развивающая предметно – пространственная среда
3.4. Режим занятий
3.5. Технологии, формы и методы.
3.6. Условия реализации программы
3.7. Методическое обеспечение программы
Список литературы

Введение.
В настоящее время наш мир стремительно изменяется. Меняются техника,
отношение к жизни, социально - экономическое развитие страны. Поэтому
перед нами стоит задача построения инновационной экономики и
гражданского общества. А так как изменяется время, и соответственно
меняются люди. Они имеют новое мышление, мотивацию, стиль поведения.
В основе встает главная задача - это как воспитать такого человека? Сейчас
почти все понимают о необходимости качественно нового образования. В его
основе будет стоять задача воспитания человека творческого, а также
самостоятельного, духовно – нравственного, умеющего учиться, ставить цели
и задачи, реализовывать их и отвечать за свои действия.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273
выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках
дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие
каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение
кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение
самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их
желаниями и склонностями. В условиях модернизации дошкольного
образования особое значение приобретают создание благоприятных условий
развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными
особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого
потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром (п. 1.6 ФГОС ДО)
Программа по экспериментированию с живой и неживой природой «Юный
ученый» учитывает методические рекомендации ООП ДОУ, разработанной
на основе программы дошкольного образования «Вдохновение», и на основе
методического руководства «Наураша в стране Наурандии» Е. А Шутяевой.
Программа «Юный ученый» носит опытно-экспериментальную и
познавательно - исследовательскую направленность, которая определена
особой актуальностью познавательного развития дошкольников в
современных условиях.
Срок реализации программы - 2 года
Программа ориентирована на детей старшей и подготовительной к школе
групп(возраст детей от 5 до 7 лет). В программе прослеживается
преемственность от одной возрастной группы к другой.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ .
1.1. Пояснительная

записка

Меняется время - меняется ребёнок, меняется отношение к нему.
Окружающая предметная среда ребёнка становится всё более насыщенной
разного рода электронными приборами. Подрастающее поколение живет в
мире электронной культуры и подчас лучше нас разбирается в нем. Их мир
игры - это компьютерные игры, электронные игрушки, игровые приставки.
Дети воспринимают информацию посредством телевидения, персонального
компьютера, которые не всегда несут полезную информацию. Поэтому, для
развития детей на современном этапе требуется овладеть способами и
приёмами эффективной мыслительной деятельности, основы которой
закладываются в дошкольном возрасте, в момент формирования
предпосылок для овладения умениями и навыками, необходимыми для
развития способности познавать новое, исследовать, думать.
Предлагаемая программа представляет собой комплекс занятий с четко
выделенными целями и структурой. Занятия состоят из 8 тем. Система
проведения занятий состоит из игр, опытов на развитие у дошкольников
наблюдения, измерения, сравнения, поможет обогатить жизненный опыт
детей.
Содержание программы соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу
развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, и
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач.

1.2. Цели

и задачи Программы.

Цель: способствовать формированию и развитию познавательных интересов
детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную
деятельность.
Задачи:
Способствовать формированию целостной картины мира и расширение
кругозора.
Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон,
выявлять зависимости.
-

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах
и явлениях и их свойствах.
Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать
выводы.
Стимулировать активность детей для разрешения проблемной
ситуации.
Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
Способствовать формированию первичных ценностных представлений
о себе, о здоровье и здоровом образе жизни.
Развивать коммуникативные навыки.
-

1.3. Планируемые

результаты освоения программы

После проведения каждого этапа работы «Юного ученного» предполагается
овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:
-

быстрое включение в активный познавательный процесс;
самостоятельное пользование материалом;
постановка цели и нахождение путей ее достижения;
самостоятельность при поиске открытий;
проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной

цели;
настойчивость в отстаивании своего мнения;
расширение кругозора детей;
развитие критического мышления и речи;
проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе её
информацию об объекте.
Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении исследовательских
задач:
-

самостоятельно ставит проблему;
выдвигает гипотезы, предположения;
самостоятельно планирует деятельность;
выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
доводит дело до конца;
ребенок, формулирует в речи, достигнут или нет результат, делает
выводы.
-

Реализация программа «Юный ученый» предполагает:

сформированность деятельности экспериментирования дошкольника;
сформированность личности ребенка;
создание
основы
для
дальнейшего
знакомства
детей
с
естественнонаучными представлениями в начальной школе.
-

Новизна программы состоит в том, что ведущей формой организации
педагогического процесса является интегрированный подход в обучении. Это
организация разнообразных игр, наблюдений, использование ИКТ,
лабораторной, исследовательской и трудовой деятельности.
Учитывая стремительное изменение окружающей предметной среды ребенка,
которая становится все более насыщенной разного рода электронными
приборами, дошкольное образовательное учреждение приобрело для
использования в работе специальную новейшую разработку, детскую
цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии», состоящую из
восьми образовательно-игровых модулей. Данные модули используются в
таких образовательных областях, как познавательное, социальнокоммуникативное, речевое развитие.

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ .

2.1. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что

детское экспериментирование оказывает влияние на качественные
изменения личности в связи с усвоением способов деятельности,
приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое
мышление, способность анализировать, делать выводы.
Эффективным для познавательно-исследовательского развития детей
является технология проблемного обучения, следуя которой ребёнок сам
является открывателем нового опыта. Основным методом обучения является
экспериментальная деятельность в цифровой лаборатории «Наураша в стране
Наурандии».
Модульная детская лаборатория «Наураша в стране Наурандии» состоит
из 8 лабораторий, в каждой из которых дошкольникам предлагается одна из
тем:
1. «Температура».

2. «Свет».
3. «Звук».
4. «Сила».
5. «Электричество».
6. «Кислотность».
7. «Пульс».
8. «Магнитное поле».

В составе комплектов по всем темам имеются:
- датчик «Божья коровка», измеряющий соответствующую теме физическую

Величину
набор вспомогательных предметов для измерений;
- сопутствующая компьютерная программа;
- брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и

объяснением настроек компьютерных сцен.
Игровой процесс разделен на задания, каждое из которых включает в себя
измерения с помощью датчика. Внутри каждой темы содержится набор
экспериментов. При этом тема и персонажи в сцене реагируют на показания
датчика и результат эксперимента, помогая ребенку понять суть явления.
Области знаний: окружающий мир, безопасность жизнедеятельности, начало
робототехники.
Возможности настроек предусматривают:
последовательное прохождение заданий внутри каждой из восьми тем;
переключение между темами;
ручную настройку выбора заданий;
свободный режим;
повторение заданий.
Игра содержит задания, предусматривающие работу в парах. Результатом
проведения таких заданий становится сравнение двух показателей.
Программа «Юный ученый» позволит дошкольникам приоткрыть дверь в
мир физики, химии и биологии.
-

Занятия с дошкольниками в мини – лабораториях Наураши помогают
решению следующих педагогических задач:
формирование целостной картины мира и расширение кругозора;
развитие
познавательно-исследовательской
и
продуктивной
(конструктивной) деятельности;
развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти;
формирование первичных ценностных представлений о себе, о
здоровье и здоровом образе жизни;
освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со
взрослыми и сверстниками.
-

При проведении занятий педагог имеет возможность в игровой форме
познакомить детей с различными природными явлениями и ввести
простейшие понятия, описывающие эти явления.
Организация образовательного пространства с помощью всех модулей
обеспечивает различные виды деятельности детей дошкольного возраста, а
так же игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников, экспериментирование с различными
материалами. На занятиях ребенку так же предлагается придумать способы,
как повлиять на окружающий мир, чтобы сделать его комфортнее. Ребенок
получает бесценный опыт: ставить перед собой цель и достигать ее,
совершать при этом ошибки и находить правильное решение,
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Материал конкретизирован для занятий в старшей и подготовительной к
школе группах детского сада в рамках работы по познавательному развитию.
Отличительной особенностью программы является развитие познавательноисследовательской активности дошкольников посредством опытов в
цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии». Изучение
предложенных тем в лаборатории можно проводить в любом порядке, что
дает детям возможность делать выбор, а взрослым
–

поддерживать детскую инициативу.

2.2. Календарно-тематический план «Наураша» в старшей группе, 36

часов.
месяц
Тема, содержание
сентябрь Вводное занятие. Создать
благоприятную атмосферу и
установить доброжелательные
отношения с детьми. Объяснить
такие понятия, как «учёный»,
«лаборатория», «опыт»,
«эксперимент», «исследование».
(беседа)
«Чудо-вода». Познакомить детей с
некоторыми свойствами воды;
закрепить знание об агрегатном

Методическое обеспечение
Цифровая лаборатория
«Наураша в стране Наурандия»,
ноутбук, мультимедийный
проектор.

Лупа, соль, сахар, молоко,
стаканчики, тарелочки,
соломинки, ложки, клеёнки – по

состоянии воды; развивать умение числу детей.
проводить несложные эксперименты;
развивать любознательность,
познавательный интерес в процессе
экспериментирования с жидкостями.
(беседа,опыт)
Цифровая лаборатория
«Такая волшебная вода».
Расширять представления у детей о «Наураша в стране
свойствах воды (вода может
Наурандия»: лаборатория
находиться в разных состояниях – «Температура», ноутбук,
твёрдом, жидком, газообразном).
мультимедийный проектор,
Развивать умение детей
действующая модель
устанавливать причиннотермометра, картинки с
следственные связи: состояние воды изображением воды в разном
зависит от температуры.
состоянии.
Воспитывать познавательный
интерес. (беседа, наблюдение, опыт)
октябрь «Долгое путешествие».
Цифровая лаборатория
Продолжать
«Наураша в стране
знакомить детей со свойствами воды
Наурандия»:
(вода может переходить из твёрдого
лаборатория
состояния в жидкое). Развивать
«Температура», ноутбук,
умение детей устанавливать
мультимедийный проектор,
причинно-следственные связи.
лупа, «Блокноты
Воспитывать уважительное
исследователей», карандаши,
отношение к мнению сверстников. диск с мультфильмом «Мама для
(проблемная ситуация, наблюдение, мамонтёнка», картинки с
опыт)
изображением белых медведей и
пингвинов на льдине, ёмкость с
водой, ёмкость со льдом, глобус.
Цифровая лаборатория
«Что такое термометр»
Познакомить детей с принципом
«Наураша в стране
работы термометра, его
Наурандия»: лаборатория
многообразием. Показать
«Температура», ноутбук,
многообразие используемых
мультимедийный проектор, 2
термометров (водный, уличный,
ведёрка с водой (холодная и
медицинский, датчик температур
горячая), «Блокноты
цифровой лаборатории). Развивать исследователей», карандаши,
умение измерять температуру.
алгоритм выполнения опыта,

ноябрь

Воспитывать познавательный
план - схема участка.
интерес. (опыт)
«Воздух видимый и невидимый». Воздушные шарики, пустые
Уточнять представления детей о том,бутылочки, веера, пластиковые
что воздух – реально существующийёмкости с водой, пластиковые
газ; познакомить детей со способамистаканы, пластиковые тарелки с
обнаружения воздуха; развивать
водой – по числу детей.
любознательность,
наблюдательность, интерес к
познавательной деятельности.
(беседа, опыт)
«Почему изменился воздух». Дать Цифровая лаборатория
детям представление о том, что
«Наураша в стране
воздух обладает свойством менять
Наурандия»:
температуру. Развивать умение
лаборатория
устанавливать причинно«Температура», ноутбук,
следственные связи: температура
мультимедийный проектор,
воздуха зависит от
схема
продолжительности воздействия
«Дыхательная система
тепла. Воспитывать познавательный человека».
интерес. (беседа,опыт)
«Куда движется воздух». Дать детямЦифровая лаборатория
представление о том, что при
«Наураша в стране Наурандия»:
нагревании меняется свойство
лаборатория «Температура»,
воздуха: воздух становится лёгким и ноутбук, план- схема комнаты
поднимается вверх. Развивать умение(потолок, пол, стены), цветные
пользоваться схемами и фиксироватьсимволы: красный, синий,
на них результат опытов.
оранжевый, «змейка» (круг,
Воспитывать познавательную прорезанный по спирали и
активность. (проблемная ситуация, подвешенный за нить).
беседа, опыт)
«На солнышке тепло». Дать детям Цифровая лаборатория
представление о том, что солнце
«Наураша в стране
является источником тепла,
Наурандия»: лаборатория
нагревает объекты неживой природы.«Температура», ноутбук,
Развивать умение действовать по
тарелочки с глиной, песком,
алгоритму, фиксировать результат и землёй, камнями, стаканчик с
формулировать вывод.
водой, настольная лампа,
Воспитывать познавательный песочные часы, «Блокноты

интерес. (проблемная ситуация,
беседа, опыт)

исследователей», карандаши,
алгоритм выполнения опыта,
план-схема участка.
«Ближе – теплее». Дать
Цифровая лаборатория
представление о времени суток,
«Наураша в стране
смене дня и ночи. Развивать умение Наурандия»: лаборатория
устанавливать причинно«Температура», ноутбук,
следственные связи: температура
тарелочка с тёмными камнями,
нагревания предметов зависит от
настольная лампа, песочные
расстояния до источника тепла.
часы, «Блокноты
Воспитывать доброжелательное
исследователей», карандаши,
отношение к товарищам по команде.алгоритм выполнения
опыта,
(проблемная ситуация, беседа,
глобус.
опыт)
декабрь «Что даёт нам свет?» Формировать Цифровая лаборатория
представление об искусственных и «Наураша в стране Наурандии»,
естественных (природных)
датчик света, картинки с
источниках света. Продолжать
изображением различных
развивать умение детей
источников света, символы:
устанавливать причиннорукотворный мир, природа.
следственные связи: сила света
зависит от использования
(проблемная ситуация, беседа,
опыт)
«Как сделать светлее?» Дать детям Цифровая лаборатория
понятие о том, что освещенность
«Наураша в стране Наурандии»,
предмета зависит от силы источника.датчик света, картинки с
Продолжать развивать у детей
изображением различных
умение устанавливать причинноисточников света, настоящие
следственные связи. Закреплять
разные источники света, план умение пользоваться датчиком света.схемы разных комнат.
Воспитывать познавательную
активность. (проблемная ситуация,
беседа,опыт)
«Радуга в небе». Познакомить детейСтеклянная призма,
картинка
со свойствами света превращаться в «радуга», мыло в куске, жидкое
радужный спектр. Расширять
мыло, чайные ложки,
представления детей о смешении
пластмассовые стаканы, палочки
цветов, составляющих белый цвет; с кольцом на конце, миски,

упражнять в изготовлении мыльных зеркала.
пузырей по схеме – алгоритму.
Развивать любознательность и
внимании. (беседа, опыт)
«Как появляются тени». РассказатьНастольная лампа, предметы
детям о том, как образуется тень, о еёразной степени прозрачности
зависимости от самого предмета, от
источника их взаиморасположения.
(беседа, опыт)
январь «Темнее - светлее». Дать детям
Цифровая лаборатория
понятие о том, что освещенность
«Наураша в стране Наурандии»,
предмета зависит от расстояния до датчик света, «волшебная» лампа
источника света. Продолжать
(с гибким держателем).
развивать умение детей
устанавливать причинно –
следственные связи. (проблемная
ситуация, беседа, опыт)
«Тёмный космос». Формировать Картинки с изображением
представление о том, почему в
космоса, фонарик, линейка.
космосе темно.
(беседа, опыт)
Цифровая лаборатория «Наураша
«Почему пищал Мишутка?»
Закрепить представления у детей о в стране Наурандии», датчик
высоких и низких звуках. Развивать звука, диск с мультфильмом
умение детей устанавливать причинно«Три медведя», детские
– следственные связи: зависимость струнные инструменты.
высоты звука от размера звучащего
предмета. Закреплять навыки работы с
датчиком звука цифровой
лаборатории. Воспитывать
познавательную активность.
(проблемная ситуация, беседа, опыт)
февраль «Коробочка с секретом». Помочь Коробочки с мелкими
детям выявить причины ослабленногопредметами из разных
звука. Воспитывать познавательную материалов или с крупами, одна
активность. (беседа, опыт)
коробочка внутри полностью
обложена поролоном, мелкие
металлические предметы.
Пустая стеклянная 3-х литровая
«Где живёт эхо?»

март

Показать детям на опыте, как
банка, вёдра пластмассовые и
возникает эхо. Воспитывать
металлические, кусочки ткани,
познавательную активность. (беседа, веточки, мяч.
опыт)
«Что такое сила?» Познакомить
Цифровая лаборатория «Наураша
детейс физическим понятием «сила». в стране Наурандии», датчик
Закрепить умение детей решать
силы, игрушечные машинки,
проблемную ситуацию по алгоритму. шарики или мячи.
Познакомить детей с датчиком силы и
с правилами работы. Продолжать
развивать умения детей устанавливать
причинно-следственные связи:
движение предметов зависит от
примененной к ним силы.
Воспитывать познавательную
активность. (проблемная ситуация,
беседа, эксперимент)
«Батарейка». Познакомить детей с Цифровая лаборатория «Наураша
получением электричества с помощьюв стране Наурандии», датчик
батарейки. Развивать умение детей электричества, «Блокноты
устанавливать причинно –
исследователей», карандаши,
следственные связи. Закреплять
карточки со знаками «+», «-»,
правила безопасного пользования
пустая емкость, батарейки
датчиком электричества цифровой разной величины, картинки с
лаборатории
электроприборами, с фонариком.
Воспитывать познавательную
активность. (проблемная ситуация,
опыт)
«Электроплоды». Познакомить детейЦифровая лаборатория «Наураша
со способом использования некоторыхв стране Наурандии», «Блокноты
плодов вместо батарейки. Развивать исследователей», электроды,
умение детей устанавливать причиннолимон, яблоко, картофель,
–следственные связи. Закреплять
«Чудесный мешочек», знак
правила безопасного пользования
«молния», лампочка на
датчиком электричества цифровой подставке, алгоритм проведения
лаборатории. Воспитывать
опыта.
познавательную активность.
(проблемная ситуация, беседа, опыт)
Цифровая лаборатория
«Как мы чувствуем вкус?»

апрель

Рассказать об органах чувств
«Наураша в стране Наурандии»,
человека, в частности о языке как соки: апельсиновый, яблочный,
органе, отвечающем за восприятие лимонный. Вода, сладкая
вкуса. (беседа, опыт)
газированная вода.
Цифровая лаборатория
«Когда сердце бьётся чаще».
Познакомить детей с устройством и «Наураша в стране Наурандии»,
функционированием человеческого датчик пульса, фонендоскоп,
организма. Способствовать развитиюрисунок строения сердца.
интереса детей к исследованиям и
экспериментам. (беседа, опыт)
Два магнита.
«Два магнита».
Выявить особенность
взаимодействия двух магнитов –
притяжение и отталкивание. (беседа,
опыт)
Предметы из разных материалов
«Почему всё падает на землю».
Объяснить детям, что Земля обладает(дерево, металл, пластмасса,
силой притяжения. (беседа, опыт) бумага, пух), ёмкость с водой,
песком, металлические шарики.
«Тянем-потянем». Закрепить
Цифровая лаборатория
представления детей о том, что
«Наураша в стране Наурандии»,
магнит обладает магнитной силой. датчик магнитного поля,
Познакомить детей со свойствами магниты, разные материалы,
магнита: прохождение магнитной стакан с водой, скрепка, мелкие
силы через различные материалы и металлические предметы.
вещества. Закрепить умение
пользоваться датчиком при
измерении магнитного поля.
Воспитывать познавательную
активность. (проблемная ситуация,
опыт)
«Дальше - слабее». Закрепить
Цифровая лаборатория
представления детей о том, что
«Наураша в стране Наурандии»,
магнит обладает магнитной силой. датчик магнитного поля,
Познакомить детей с зависимостью магниты, разные по величине и
магнитной силы от расстояния до весу металлические предметы,
магнита. Закреплять умение
схема проведения измерения,
пользоваться датчиком при
лист плотной бумаги,
измерении магнитного поля.
металлические опилки,

Воспитывать познавательный
картинки: волны, человек кричит
интерес. (проблемная ситуация,
(звук), ураган.
опыт)
«Кто сильнее?». Закрепить
Цифровая лаборатория
представления детей о способности «Наураша в стране Наурандии»,
магнита притягивать некоторые
датчик магнитного поля, магнит,
предметы. Познакомить детей с тем, мелкие предметы из разных
что магниты обладают разной
материалов, рукавичка с вшитым
магнитной силой. Закреплять умениевнутрь магнитом.
пользоваться датчиком при
измерении магнитного поля.
Воспитывать уважительное
отношение к мнению другого
человека. (проблемная ситуация,
опыт)
Итоговое занятие. Формирование у Цифровая лаборатория
детей познавательно«Наураша в стране Наурандии»
исследовательской активности,
самостоятельности,
любознательности, способности к
логическому мышлению при
совершении новых открытий.
(беседа, опыт)

май

2.3. Календарно-тематический план «Наураша» в подготовительной

группе, 36 часов
месяц

Тема, содержание

сентябрь Вводное занятие. Создать
благоприятную атмосферу и
установить доброжелательные
отношения с детьми. Вспомнить с
детьми такие понятия, как «учёный»,
«лаборатория», «опыт»,
«эксперимент», «исследование».
(беседа)

Методическое обеспечение
Цифровая лаборатория
«Наураша в стране
Наурандия», ноутбук,
мультимедийный проектор.

Цифровая лаборатория
«Наураша в стране
Дать детям представление о
Наурандии», датчик
зависимости изменения температуры
температуры, схема
воды (остывание) от ее количества.
«Строение реки», карандаши,
Закреплять умение пользоваться
разовые пластиковые
датчиком цифровой лаборатории.
стаканы, емкость с теплой
Развивать умение устанавливать
водой, песочные часы 5
причинно – следственные связи,
минут, «Блокноты
анализировать, сравнивать.
исследователей», бумага,
Упражнять в навыка работы по
краски, кисточки.
алгоритму решения проблемной
ситуации. Воспитывать осознанное
отношение к природе. (проблемная
ситуация, беседа, опыт)
«Как замерзает река?»

октябрь «Как измерить температуру воды?»
Продолжать формировать умение
самостоятельно находить
информацию о различных способах
изменения температуры воды, не
меняя ее состояния через способы
решения проблемной ситуации.
Упражнять в навыках работы по
алгоритму решения проблемной
ситуации. Закреплять умение
пользоваться датчиком цифровой
лаборатории. Воспитывать
уважительное отношение к мнению
другого человека. (проблемная
ситуация, беседа, опыт)
«Комнатная температура». Дать
детям представления о том, какая
температура воды называется
«комнатной». Развивать умение
работать в команде. Упражнять в
навыках работы по алгоритму
решения проблемной ситуации.
Воспитывать доброжелательное

Цифровая лаборатория
«Наураша в стране
Наурандии», датчик
температуры, карандаши,
разовые пластиковые
стаканы, емкости с водой
(холодная, горячая),
«Блокноты исследователей»,
перфокарты игры
«Волшебные превращения».

Цифровая лаборатория
«Наураша в стране
Наурандии», датчик
температуры, 2 таза: с
холодной водой и очень
теплой водой,
«Блокноты исследователей»,
емкости для смешивания

отношение к мнению другого
человека. (проблемная ситуация,
беседа, опыт)

воды, фотография
комнатного цветка на
телефоне, графин с водой
комнатной температуры,
комнатный термометр.

«Комфортная температура». Дать
детям представления о том, какая
температура называется
«комфортной». Закреплять умение
пользоваться датчиком цифровой
лаборатории. Развивать умение
устанавливать причинноследственные связи, анализировать,
сравнивать. Воспитывать осознанное
отношение к природе. (проблемная
ситуация,беседа, опыт)

Цифровая лаборатория
«Наураша в стране
Наурандии», датчик
температуры, карандаши,
разовые пластиковые
стаканы, емкость с водой
комнатной температуры,
«Блокноты исследователей»,
«Шкала комфортной
температуры»

ноябрь «Почему горячо?» Стимулировать
Цифровая лаборатория
самостоятельность детей в поиске
«Наураша в стране
информации о том, что материалы по- Наурандии», «Блокноты
разному нагреваются (проводят тепло) исследователей», карандаши,
через решение проблемной ситуации. диск с мультфильмом «Маша
Развивать умение детей устанавливать и медведь», емкости (чашки,
причинно-следственные связи.
стаканы) из разных
Закреплять навыки работы с датчиком материалов: стекло, керамика,
цифровой лаборатории. Воспитывать дерево, алюминий,
познавательную активность.
полистирол, пластмасса,
(проблемная ситуация, беседа, опыт) емкость с теплой водой,
символы заданий.
«Что помогает термосу сохранить Цифровая лаборатория
тепло?» Продолжать формировать у «Наураша в стране
детей умение самостоятельно
Наурандии», «Блокноты
находить информацию о том, что
исследователей», карандаши,
воздух медленно проводит тепло.
диск с мультфильмом «Маша
Развивать умение детей устанавливать и Медведь», емкости (чашки,
причинно-следственные связи.
стаканы) из разных
Закреплять навыки работы с датчиком материалов: стекло, керамика,
цифровой лаборатории. Воспитывать дерево, алюминий,

познавательную активность.
Проблемная ситуация, беседа, опыт

полистирол, пластмасса,
емкость с теплой водой,
символы заданий

«Лучшие солнцезащитные очки». Цифровая лаборатория
Дать детям представления о
«Наураша в стране
светофильтрах. Продолжать развивать Наурандии», датчик света,
умение детей устанавливать
большое количество
причинно-следственные связи:
солнцезащитных очков с
количество солнечных лучей,
различными по цвету
прошедших через светофильтр,
светофильтрами, фонарик.
зависит от его цвета. Закреплять
умение пользоваться датчиком света.
Воспитывать познавательный интерес.
(проблемная ситуация, беседа, опыт)
декабрь «Образование тени». Дать детям
понятие о том, как образуется тень.
Продолжать развивать умение
детей устанавливать причинноследственные связи: образование тени
зависит от наличия источника света.
Закреплять умение пользоваться
датчиком света. Воспитывать
доброжелательное отношение к
мнению другого человека.
(проблемная ситуация, беседа, опыт)

Цифровая лаборатория
«Наураша в стране
Наурандии», датчик света,
разные предметы, не
пропускающие свет.
Фигурки теневого театра,
фонарик, настольная лампа.

«Что не имеет тени». Сформировать Цифровая лаборатория
у детей представления о свойствах
«Наураша в стране
окружающих предметов (некоторые Наурандии», датчик света,
предметы и материалы не образуют предметы и материалы
тень). Продолжать развивать умение различной прозрачности,
детей устанавливать причиннотеневой театр, фонарик.
Следственные связи: образование тени
зависит от прозрачности материала
или предмета. Упражнять в умении
пользоваться датчиком света.
Воспитывать интерес к
экспериментальной деятельности.

(проблемная ситуация, беседа, опыт)
«Солнечные зайчики». Дать детям
представления о некоторых свойствах
предметов (солнечные лучи могут
отражаться от предметов)
Познакомить с условиями отражения
солнечных лучей от предмета.
Упражнять в умении пользоваться
датчиком «Свет». Воспитывать
интерес к экспериментальной
деятельности. (проблемная ситуация,
беседа, опыт)

Цифровая лаборатория
«Наураша в стране
Наурандии», датчик света,
предметы и материалы
различной прозрачности,
теневой театр, фонарик.

январь «Почему в белом?» Дать детям
представления о некоторых свойствах
предметов (предметы белого цвета
лучше предметов другого цвета
отражают солнечные лучи).
Закреплять умение фиксировать
результат опыта и формулировать
вывод. Упражнять в умении
пользоваться датчиком света.
Воспитывать интерес к
экспериментальной деятельности.
(проблемная ситуация, беседа, опыт)

Цифровая лаборатория
«Наураша в стране
Наурандии», датчик света,
предметы белые, черные и
разного цвета, фонарик,
видеоролик
«Пустыня», картинка
«Караван», символы
природных условий пустыни.

«Спичечный телефон». Познакомить Цифровая лаборатория
детей с простейшим устройством для «Наураша в стране
передачи звука на расстоянии.
Наурандии», датчик звука,
Закрепить представления у детей о
цветная коробка, спичечные
звуковых волнах и причину их
коробки, нитки, ножницы,
возникновения. Развивать умение
несколько спичек без серы,
детей действовать согласно
алгоритм изготовления
алгоритму. Упражнять детей в умении спичечного телефона,
символизировать информацию
картинка с изображением
(правила). Закреплять навыки работы проводного телефона, слово
с датчиком звука цифровой
«Телефон» на листке бумаги,
лаборатории. Воспитывать
бумага, карандаши
познавательную активность.

(проблемная ситуация, беседа, опыт)
«Бах или трах-тара-рах?» Закрепить
у детей представления о силе.
Упражнять детей в работе с датчиком
силы. Продолжать развивать умение
детей устанавливать причинно –
следственные связи: сила удара
зависит от веса предмета.
Воспитывать доброжелательное
отношение к мнению другого
человека. (проблемная ситуация,
беседа, опыт)

Цифровая лаборатория
«Наураша в стране
Наурандии», датчик силы,
предметы разного веса, таз с
песком, бумага, карандаши,
иллюстрации к сказке «У
страха глаза велики»,
барабан.

февраль «Хорошая и плохая батарейки»

Цифровая лаборатория
«Наураша в стране
Познакомить детей с
Наурандии», датчик
понятием«хорошая» и «плохая»
электричества, пустая
батарейки. Познакомить детей с
емкость, карточки со знаками
правилами безопасной утилизации б/у
«+», «-», «плохая» и
батареек. Закреплять умение
«хорошая» батарейки,
пользоваться датчиком электричества
игрушка (с пультом
цифровой лаборатории. Воспитывать
управления).
познавательный интерес. (проблемная
ситуация, беседа, опыт)
«Как увеличить электричество?»
Познакомить детей с зависимостью
силы электричества от количества
подсоединенных батареек. Дать
понятие «блок» для батареек и
научить им пользоваться. Закреплять
правила безопасности при измерении
датчиком электричества цифровой
лаборатории. Воспитывать
уважительное отношение к мнению и
желаниям другого человека.
(проблемная ситуация, беседа, опыт)

Цифровая лаборатория
«Наураша в стране
Наурандии», датчик
электричества, карточки со
знаками «+», «-», «Н», 2
блока длябатареек, батарейки
(8 шт.), игрушки (танк с
пультом управления и
игрушка с 1 батарейкой).

Цифровая лаборатория
«Что такое «динамо-машина»?»
Познакомить детей с понятием
«Наураша в стране
«динамо- машина». Закреплять
Наурандии», датчик
умение пользоваться датчиком
электричества, динамоэлектричества цифровой лаборатории. машина, картинки
Продолжать учить детей
электроприборов, «Блокноты
устанавливать причинно –
исследователей»,
следственные связи. Развивать
карандаши, «мельницы»,
познавательный интерес. Воспитывать «Энциклопедия для детей»
уважительное отношение к мнению (от 6-ти до 9-ти), Марк
другого человека. (проблемная
Пеллоте, стр. 116-117.
ситуация, беседа, опыт)
март

«Лимонный сок». Познакомить детей Цифровая лаборатория
с понятием «кислотность». Упражнять «Наураша в стране
детей в работе с датчиком
Наурандии», датчик
кислотности. Продолжать развивать кислотности, стаканы с
умение детей устанавливать причинно разным соком, емкость с
– следственные связи: количество
водой, схема «Язык».
кислоты в соке зависит от количества
добавленной воды. Воспитывать
доброжелательное отношение к
мнению другого человека.
(проблемная ситуация, беседа, опыт).
«Полюсы магнитов». Закрепить
Цифровая лаборатория
представления у детей о том, что
«Наураша в стране
магнит обладает магнитной силой.
Наурандии», датчик
Познакомить детей с полюсами
магнитного поля, магниты с
магнита и с тем, что на разных
раскрашенными полюсами,
полюсах одного магнита находится
«Блокноты исследователей,
одинаковое количество магнитной
карандаши.
силы. Закреплять умение пользоваться
датчиком при измерении магнитного
поля на разных полюсах магнита.
Воспитывать познавательный интерес.
(проблемная ситуация, беседа, опыт)

апрель «Притягиваются отталкиваются».
Закрепить представления детей о
свойствах магнита (магнит имеет
полюсы). Познакомить детей со
свойствами одинаковых полюсов
отталкиваться, разноименных
полюсов притягиваться друг к другу.
Закреплять умение пользоваться
датчиком при измерении магнитного
поля двух магнитов. Воспитывать
уважительное отношение к желаниям
другого человека.

Цифровая лаборатория
«Наураша в стране
Наурандии», датчик
магнитного поля, магниты,
фишки для игры.

(проблемная ситуация, беседа, опыт)
«Земля - магнит». Закрепить
представления детей о свойствах
магнита (разноименные полюса
магнита притягиваются, а одинаковые
отталкиваются). Дать детям понятие о
том, что Земля - это магнит.
Познакомить с прибором «компас».
Закреплять умения детей выполнять
действия последовательно, по
алгоритму. Воспитывать
познавательную активность.
(проблемная ситуация, беседа, опыт)

Цифровая лаборатория
«Наураша в стране
Наурандии»,
подковообразные магниты,
пластилин, карандаши,
компасы, глобус, рисунок, на
котором нарисован глобус и
на нем подковообразный
магнит с полюсами.

«Намагничивание». Закрепить
Цифровая лаборатория
знания детей о том, что магнит
«Наураша в стране
обладает магнитной силой.
Наурандии», датчик
Познакомить детей со способностью магнитного поля, магниты,
металлических предметов
различные металлические
намагничиваться. Закреплять умение предметы, скрепки, предметы
пользоваться датчиком при измерении из разных материалов,
магнитного поля у намагниченных
«Блокноты исследователей»,
предметов. Воспитывать
карандаши
познавательную активность.
(проблемная ситуация, беседа, опыт).

май

Формирование у детей познавательно- Цифровая лаборатория
исследовательской активности,
«Наураша в стране
самостоятельности,
Наурандии»
любознательности, способности к
логическому мышлению при
совершении новых открытий (беседа,
опыты)

При составлении комплексно-тематического планирования содержания
организованной деятельности учитывались следующие образовательные
области:
1. «Познавательное

развитие».
поисково- исследовательской
экспериментов), наблюдений.

Расширение кругозора в процессе
деятельности (проведение опытов,

2. «Социально-коммуникативное развитие». Формирование целостного

взгляда на окружающую социальную среду и место человека в ней.
Развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира.
3. «Речевое развитие». Использование на занятиях художественного

слова, использование малого фольклора (загадок, примет, пословиц о
природе).
4. «Физическое развитие». Использование на занятиях подвижных игр,

динамических пауз.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ .
3.1. Описание совместной деятельности с детьми.

Главный герой мальчик Наураша - маленький гений, исследователь и
конструктор, ровесник игроков, увлеченный желанием познавать мир. Образ
главного героя призван вдохновлять детей к познаниям и исследованиям.
Наураша перенесет игроков в удивительную страну Наурандию- Цифровую
Лабораторию, где с помощью датчика «Божья Коровка» дети проведут
исследования множества природных явлений, узнают и почувствуют то, что
нельзя увидеть глазами(магнитное поле).
Наураша любит не только экспериментировать с помощью датчиков, но и
собирать собственные модели роботов, которые живут в Цифровой
Лаборатории и помогают определить результаты проведения экспериментов
(выдают анимированные реакции).
Главная задача этой лаборатории - дать понять маленькому испытателю, что
существует некий добрый, почти одушевлённый прибор (в каждом наборе
есть цифровой датчик, сделанный в виде божьей коровки), который обладает,
как и он сам, разными способностями чувствовать окружающий мир. Такой
опыт может оказаться весьма полезным, поскольку этот мир не всегда
является комфортным: слишком горячим или холодным, очень громким или
незаметным и тихим.

3.2. Способы работы с лабораторией:

1) Работа педагога с группой детей (возможность разбивать на
подгруппы).
2) Дети проводят эксперименты самостоятельно или парами. Часть
заданий построена на сравнении показателей, полученных в ходе
проведения эксперимента.
3) Возможность работы в «свободном режиме»: педагог реализует
собственную программу с помощью Цифровой Лаборатории.
4) Возможность настройки индивидуальной последовательности заданий
внутри игры.
5) Возможность повторить эксперимент.
3.3. Развивающая

предметно-пространственная среда обеспечивает
возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых,
двигательной активности детей, а также возможность для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
реализацию различных образовательных программ;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда является содержательно
насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,
доступной и безопасной. Насыщенность среды соответствует возрастным
возможностям детей и содержанию Программы.
-

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания,
соответствующими материалами, в том числе расходным игровым,
спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря обеспечивает:
игровую,
познавательную,
исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям
материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно
пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
-

3.4. Режим занятий:

Возраст

Длительность
занятия

Количество в
неделю

Количество в год

5 – 6 лет

25 минут

1

36 часов

6 – 7 лет

30 минут

1

36 часов

3.5. Технологии, формы и методы.

Используемые технологии.
1. Информационно-коммуникационные
технологии
(цифровая
лаборатория «Наураша в стране Наурандии»).
2. Технология мини-исследования (постановка проблемы исследования,
определение темы исследования, формулирование цели исследования,
выводы по результатам исследовательской работы, применение новых
знаний в познавательной деятельности).
3. Игровые технологии (компьютерная игра).
Формы и методы.

Правильно подобранные формы, методы и приемы обучения, способствуют
развитию познавательной деятельности у детей.
1. Словесный

метод. Словесные обращения воспитателя к детям объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них,
вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи
взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно
одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую
информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое
лишнее слово отвлекает ребенка от зрительного восприятия.

2. Наглядно-действенный метод обучения. Дети знакомятся с окружающими

их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят,
берут в руки, щупают, действуют с ними.

3. Практический

метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо
применение их в практической деятельности: использование игр и
упражнений в совместной деятельности, на прогулке, индивидуально с
каждым ребенком.

4. Игровой метод. Игровые методы и приемы занимают большое место в

обучении детей. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают
у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь
познавательной деятельности с характерной для детей игрой. Игровые
приемы помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить
материал:
- различные игровые упражнения;
- обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев

и т.п. Методика работы предполагает интегрированный подход к
организации обучения это совместная деятельность, разнообразные игры, наблюдения,
использование ИКТ, исследовательская и трудовая деятельность.

Методы работы:
-

индивидуальный.
групповой.
наглядный.

В игровой форме вместе с персонажем Наурашей дети научатся измерять
температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами
магнитного поля.
Основная форма проведения занятий – научные опыты. Для поддержания
интереса к опытам используются разнообразные формы и методы
проведения занятий:
-

познавательная беседа;
компьютерная игра;
эксперимент;

художественное творчество (описание результатов эксперимента).

-

Способы работы.
Каждое занятие состоит из 5 этапов:
постановка проблемы;
актуализация знаний;
выдвижение гипотез – предположений;
проверка решения;
введение в систему знаний.

-

3.6. Условия реализации программы

Дидактический материал и техническое оснащение занятий Основное
оборудование:









Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»;
ноутбук;
мультимедийный проектор;
приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, песочные весы,
компас, магниты, телескоп и др.);
разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и
формы; разнообразный природный материал; утилизированный
материал (проволока,
кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);
технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т.п.); разные
виды бумаги; красители (пищевые и непищевые);
медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);
прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).

Дополнительное оборудование:
 специальная одежда (халаты, фартуки, защитные очки); онтейнеры для
сыпучих и мелких предметов;
 карточки-схемы проведения эксперимента; индивидуальные дневники
экспериментов; правила работы с материалом.
Педагогические условия реализации программы:
 создание предметно-пространственной среды, которая способствует
развитию поисковой активности;

 разработка
занятий
по
развитию
детских познавательных
способностей;
 сбалансированное соотношение репродуктивных (объяснительноиллюстративных) и продуктивных (поисковых, эвристических)
методов
 ориентированность педагогической оценки на относительные
показатели детской успешности, т.е. сравнение нынешних и
предыдущих достижений ребенка;
 взаимодействие с родителями и педагогами (беседы, консультации,
мастер - классы, семинар-практикум, анкетирование, презентации и
др.)

3.7. Методическое обеспечение программы

автор

название

Нищева Н.В. Познавательно-исследовательская
деятельность как направление
личности дошкольника. Опыты,
эксперименты, игры.
Нищева Н.В. Организация опытноэкспериментальной работы в ДОУ.
Тематическое и перспективное
планирование работы в разных
возрастных группах.
Выпуск 2
Шутяева Е.А. Наураша в стране Наурандии.
Цифровая лаборатория для
дошкольников и младших
школьников.
Рыжова Л. В. Методика детского
экспериментирования.

издательство
СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС, 2015

СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС, 2015

М.: 2-е издательство Де
Либри, 2019

СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС, 2015

Список литературы

1. Марудова,Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.
Экспериментирование/
Е.
В.
Марудова.–
СПб.
:
ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 128 с.
2. Открытия дошкольников в стране Наурандии: Практическое
руководство/под науч. ред. И. В. Руденко. – Тольятти, 2015.–87с.
3. Шутяева, Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория
для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство
для педагогов/ Е. А.Шутяева. – 2-е изд., перераб. и доп.- М. :Де Либри,
2019.–80с. : ил.
4. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования. СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 208 с.
5. Нищева, Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ.
Тематическое и перспективное планирование работы в разных
возрастных группах. Выпуск 2/ сост. - СПб.: ОООИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 240 с.
6. Нищева, Н.В.Познавательно-исследовательская деятельность как
направление личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/сост.

- СПб.: ОООИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 240 с. –
(Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»)
7. Хюндлингс А. Свет и сила: практические занятия для любопытных
детей от 4 до 7 лет - М.: Издательство «Национальное образование»,
2016
8. Хюндлингс А. Вода и воздух: советы, игры и практические занятия для
любопытных детей от 4 до 7 лет - М.: Издательство «Национальное
образование», 2015
9. Хюндлингс А. Магнетизм и электричество: практические занятия для
любопытных детей от 4 до 7 лет - М.: Издательство «Национальное
образование», 2016
Использованные интернет-ресурсы
http://org.naurasha.ru/
Наурандии».

-

описание

лаборатории

«Наураша

в

стране


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».