Рабочая программа педагога-психолога 2022-23 уч.год

Аннотация
Рабочая программа педагога-психолога дошкольного образования
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 416 г. Екатеринбурга (далее рабочая программа) составлена с
учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного
учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и
запросов воспитанников, а также в соответствии с нормативно - правовыми
документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273 – ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №
1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного
образования» (зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г. №
30384);
Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) Департамент общего образования 28 февраля 2014 год № 08-249
Комментарии к ФГОС дошкольного образования; Закон РФ «Об основных
гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998 №124 ФЗ (изменения и дополнения от
20.07.200г.);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013
г.
№
26
«Об
утверждении
СанПин
2.4.1.3049-13
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере
образования)» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575)
Письмо Минобрнауки РФ от 27.01.2009 n 03-132 «О Методических
рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического
обследования детей старшего дошкольного возраста»
Письмо Минобрнауки РФ от 10 февраля 2015 г. N ВК-268/07 «О
совершенствовании деятельности центров психолого – педагогической,
медицинской и социальной помощи»
Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ
детского сада № 416 г. Екатеринбурга;
Положение о рабочей программе педагогов дошкольной образовательной
организации.
Рабочая программа педагога – психолога является одним из элементов
основной образовательной программы МАДОУ - детский сад № 416.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности
психологической службы МАДОУ – детский сад № 416, учитывая формы
сопровождения участников образовательного процесса: психологическую
профилактику и просвещение, диагностику, коррекционно-развивающую
деятельность, психологическое консультирование и экспертизу.
2

Содержание
Целевой раздел
Пояснительная записка…………………………………………….……..…....3
Актуальность………………………………………………………...…..…...…3
Научно – методологическая основа………………………………..….............3
Цели деятельности педагога-психолога…………………..………..…............3
Задачи деятельности педагога-психолога…………………………..…..….....5
Адресат………………………………………………………………..…..….…4
Продолжительность……………...………………………………….…..……...5
Ожидаемые результаты……………………………………………….………..6
Критерии результативности деятельности педагога-психолога ДОУ……....8
Содержательный раздел
Значимые характеристики…………………………………………….………..9
Описание образовательной деятельности педагога – психолога в соответствии с
направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных
областях………………………………………….……………………………....13
Учебно – тематический план…………..……………………………………….19
Содержание программы………………………..…………………………….…22
Взаимодействие с семьями дошкольников…………..………………………..29
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми….............…..…...30
Организационный раздел
Психолого – педагогические условия……………………………………….…31
Обеспеченность учебными и методическими материалами……………...…32
Материально-техническая оснащенность…………………..…………….……36
Список литературы…………………..…………………………………….…….36

3

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Актуальность.
Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития
личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу,
семье и самому себе. Миссия дошкольного образования – сохранение
уникальности и самоценности дошкольного детства как условия адаптации в
быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности
ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих
позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.
Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве
требует обновления не только содержания дошкольного образования, но и
способов взаимодействия между детьми и взрослыми, формирования базового
доверия ребенка к миру, комфортного и безопасного образа жизни.
Необходимость в таком обновлении вызвана целым рядом объективных
факторов развития современного общества и экономики, изменениями условий
жизни и взросления детей, а также новыми данными многочисленных
исследований в области нейронауки, психологии развития, исследований семьи
и детства и др. Таким образом, с внедрением Федеральных государственных
образовательных стандартов, возникших под влиянием современной ситуации
в обществе и образовании и определяющих основные требования к
дошкольному
образованию,
появилась
необходимость
разработки
инновационных программ раннего и дошкольного образования. С учетом
культурно-исторических особенностей современного общества, в соответствии
с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, составлена настоящая рабочая программа педагога – психолога
МАДОУ – детский сад № 416.
Научно – методологическая основа
Системно – деятельностный подход:
- культурно-исторический подход (Л.С.Выготский);
- деятельностный подход (А.Н.Леонтьев);
- личностный подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Асмолов А.Г.и
др.); - культурно-исторический подход к развитию личности
(Рубцов В.В.); - теория социализации личности (Андреева).
Цели деятельности педагога-психолога:
• содействие созданию условий для обеспечения полноценного
психического и личностного развития детей дошкольного возраста в
процессе их воспитания, образования и социализации на базе ДОУ;
4

• содействие администрации и педагогическому коллективу ДОУ в
создании
социальной
ситуации
развития,
соответствующей
индивидуальности детей и обеспечивающей психологические условия для
охраны психологического и психического здоровья детей, их родителей,
педагогических работников и других участников образовательного
процесса;
• содействие педагогическому коллективу, администрации, родителям в
воспитании детей дошкольного возраста, формировании у них
социальных качеств личности, способности к активному социальному
взаимодействию; педагогической готовности к школьному обучению;
• формирование у детей психологической готовности к решению задач
последующих возрастов дошкольников.
Задачи деятельности педагога-психолога:
• психологический анализ социальной ситуации развития в ДОУ,
выявление основных проблем и определение причин их возникновения,
путей и средств их разрешения;
• содействие личностному и интеллектуальному развитию детей в процессе
освоения основной общеобразовательной программы дошкольного
образования, результатом которого является формирование предпосылок
к учебной деятельности;
• формирование у детей способности к контролю и самоорганизации;
• содействие
педагогическому
коллективу
в
гармонизации
социальнопсихологического климата в ДОУ;
• психологическое обеспечение основной общеобразовательной программы
дошкольного образования с целью адаптации их содержания и способов
освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и
особенностям детей;
• профилактика
и
преодоление
отклонений
в
социальном
и психологическом
здоровье, а
также
в развитии детей;
• участие
в
комплексной
психолого-педагогической
экспертизе
профессиональной деятельности специалистов ДОУ, образовательных
программ и проектов, учебно-методических пособий, содействие в
обеспечении деятельности педагогов ДОУ научно-методическими
материалами и разработками в области психологии.

Деятельность педагога-психолога по реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает
решение ряда частных задач:
5

• реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития
дошкольного возраста;
• развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей,
склонностей, чувств и др.;
• создания в ДОУ благоприятного для развития ребенка психологического
климата, который определяется продуктивного общения детей с
взрослыми и сверстниками и созданием успеха во всех видах
деятельности дошкольников;
• оказания своевременной психологической помощи и поддержки детям, их
родителям и членам педагогического коллектива ДОУ.
Психологическое сопровождение психического и
развития детей строится на основе следующих принципов:

личностного

• обеспечения
права
доступности
на
качественное
дошкольное образование;
• сохранения единого образовательного пространства в условиях
содержательной и организационной вариативности дошкольного
образования;
• гуманизации дошкольного образования, ориентирующий на приоритет
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного
развития его личности в современном обществе и государстве;
• защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в
условиях вариативности дошкольного образования;
• повышения эффективности и качества дошкольного образования;
• обеспечения преемственности с федеральным государственным
образовательным
стандартом
общего
образования,
основными
общеобразовательными программами общего образования;
• оказания помощи родителям в образовании детей дошкольного возраста;
• признания безусловной ценности внутреннего мира ребенка, следования
за его внутренним миром;
• создания условий для самостоятельного освоения детьми отношений и
осуществления жизненных выборов;
• сотрудничества всех специалистов дошкольного образовательного
учреждения в процессе сопровождения ребенка.
Адресат. Участниками данной рабочей программы являются
воспитанники МАДОУ – детский сад № 416 (2-7 лет), их родители (законные
представители), педагоги и специалисты ДОУ, администрация.
Продолжительность реализации программы – 1 год.
Ожидаемые
Предполагается что:

результаты.
6

1.
Каждому воспитаннику будут предоставлены условия для
полноценного личностного роста.
2.
Хорошее состояние здоровья детей будет способствовать
повышению качества их образования.
3.
Обеспечение индивидуального педагогического и медикосоциального сопровождения для каждого воспитанника ДОУ – залог успешной
адаптации и обучения в школе.
4.
Каждой семье будет предоставлена консультативная помощь в
воспитании и развитии детей, право участия и контроля качества
образовательной программы ДОУ, возможность выбора дополнительного
образования.
5.
Качество сформированности ключевых компетенций детей будет
способствовать успешному обучению ребенка в школе.
6.
Реализация программы позволит сделать процесс развития ДОУ в
большей степени социально ориентированным.
Для раннего возраста важно, чтобы ребёнок интересовался окружающими
предметами, активно действовал с ними и с игрушками, проявляя
настойчивость в достижении результата.
К трем годам ребенок:
• интересуется окружающими предметами, активно действует с ними,
исследует их свойства, экспериментирует. Проявляет настойчивость в
достижении результата своих действий;
• стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях
общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях,
умеет действовать согласованно;
• владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может
обращаться с вопросами и просьбами;
• проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и
подражает им; взаимодействие с ровесниками окрашено яркими
эмоциями;
• в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя
игровые замещения;
• проявляет самостоятельность;
• проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления.
Охотно
включается
в
продуктивные
виды
деятельности
(изобразительную деятельность, конструирование и др.);
с
удовольствием двигается.
К семи годам ребенок:
• овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и
7

•

•

•

•

•

•

других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности;
ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе,
обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует
со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои
чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать
конфликты;
обладает воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и
видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым
правилам;
достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои
мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации
общения;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он владеет основными
произвольными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Способен к принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных
видах деятельности.
1.3. Критерии результативности деятельности педагога-психолога
ДОУ

• психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и
форм организации образовательного процесса на разных возрастных
этапах;
• обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития
воспитанников при реализации основной общеобразовательной
программы;
• достижение
необходимого
уровня
психологопедагогической компетентности
педагогических и
административных
работников, родительской общественности;
8

• сформированность у воспитанников ценностных установок на здоровый и
безопасный образ жизни при определении итоговых результатов;
• обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения,
в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и
психологического сопровождения образовательного процесса;
• функционирование системы мониторингов возможностей и способностей
воспитанников, выявления и поддержки одаренных детей, детей с
особыми образовательными потребностями;
• сформированность коммуникативных навыков воспитанников;
• вариативность
уровней
и
форм
психолого-педагогического
сопровождения участников образовательного процесса (профилактика,
диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа,
просвещение, экспертиза).

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Значимые характеристики.
В таблице представлены психологические особенности детей дошкольного
возраста.

Показатели

Возраст детей (лет)
2–3

Ведущая В совместной
потребно деятельности
по поводу
сть
освоения
предметов

Ведущая
функция

Восприят

4–5

3–4
В общении,
уважении,
признании
самостоятельности
ребенка

Восприятие

Восприятие

Восприятие
сенсорных
эталонов

Восприятие
сенсорных
эталонов
9

В общении;
познавательна я
активность

5–6

В
общении

6–8

В
общении

Воображен
Нагляднообраз Воображен ие,
словесноное мышление ие
логическо
е
мышление
.
Знания о Знания о
предметах предметах
и
и
Восприятие
их
их
сенсорных
свойствах свойствах
эталонов,
расширяют расширяют

ие

(цвет, форма,
размер)

Нагляднодействе
Мышление нное

(цвет, форма,
размер)

Нагляднообраз
ное

свойств
предметов

ся
ся
(восприят (восприяти
ие
е
времени, времени,

пространства)
пространства)
,
,
организуются
организуются
в
систему и в систему и
используются
используются
в
различных
в
различных видах
видах
деятельности
деятельности
НаглядноЭлементы
Нагляднообраз образное,
логического,
ное
начало развиваются
формировани
на
основе я образнонаглядносхематическог
образного.
о

Непроиз
вольная
(эмоциональн

Память

Непроизволь ная Кратковре
Развитие
(эмоциональн
Интенсивное
менна;
целенаправле
о окрашенная о окрашенная
эпизодиче
развитие
нного
информация); информация);
ское
преобладает преобладает запоминан узнавание, а долговременн
запоминания.
ой
узнавание, а ие зависит
памяти.
Объем памяти Обьем
памяти
не
не
от вида 5-7 предметов 6-8 предметов
запоминание;
запоминание;
из 10,
из 10,
деятельнос
кратковремен
3-4 действия
4-5 действий
кратковремен ти. ная. ная.
Обьем памяти Обьем памяти Обьем
памяти
2-3 предмета
3-4 предмета
4-5
из 5.
предмета из 5 из 5,
2-3
10

действия

Внимание

Непроизвольн Непроизвольн Внимание
Начало Интенсивное
ое; быстро зависит от
формировани
ое.
переключаетс
интереса
я
развитие я
Удерживает
с одной ребенка,
произвольног
внимание 5-7
деятельности
развиваются
произвольног
о
мин. Объем
внимания. о внимания.
устойчивость
внимания 2-3 на другую.
Удерживает
и
предмета Удерживает
Удерживает
внимание
внимание 5-10
20внимание
1525
мин.,
возможность мин.
20 мин.
Обьем
произвольног
Объем
внимания 10Объем
о
внимания
8-10
12
предметов
внимания 3-4
переключения предмета предметов
. Удерживает
внимание 1015 мин.
Объем
внимания 45 предметов

Переходит во
внутреннюю
Репродуктивн Репродуктивн
Развитие
Репродуктивн ое ое;
ое
творческого деятельность,
появляется
появление (воссоздание
воображения
Воображение
собственное
элементов
словесное
репродукции
творчество
творческого
(считалки,
знакомого воображения
дразнилки,
образа)
стихи)
Увеличение
Начало
Завершение
словарного формирования стадии
Формировани Развитие
запаса.
связной
речи,
е
внутренней
Речь
Способность
формировани начинает я
планирующей речи
понимать
активной
функции речи
обобщённое
понимать
речи,
значение слов прилагательн
учится
ые
излагать
мысли
Внимание и
Начало
формирования
Внимание
и
память
Внимание и
Развитие
память
непроизвольн
память
Произвольнос
целенаправле произвольнос
ти
как
непроизвольн
ые;
непроизвольн
нного
ть
умения
начинает ые
ые
запоминания
познавательных
прилагать
развиваться
усилия и
процессов
произвольное
концентриров
внимание в
ать процесс
игре
11

усвоения.
Высокая
Уменьшен Уменьшен
Физиологиче Высокая
чувствительн
чувствительн
ие
ие
Индивидуальн
ская
ость к ость к
чувствител чувствител
о, у
чувствительн физическому
физическому ьн ости к ьн ости к большинства
ость
дискомфорту дискомфорту
дискомфо дискомфо

низкая
рту
Непосредстве Непосредстве
Предметы Причинноследств
енные связи
нно нно
Предметы и
явления, между
окружающие
окружающие и
непосредс
предметами и
предметы, предметы, их
явления,
тве нно явлениями
их внутреннее свойства и непосредс
не
устройство назначения
тве нно
восприним
не
восприним аем
ые,
аем
ые нравственн
ые
нормы
Манипулиров Эксперименти
Рассказ Общение Самостоятель ная
ы
со
деятельность,
ание
ровани,
взрослог взрослым познавательно е
предметами, конструирова
о,
и,
общение со
разбор
ние
конструир
сверстник
взрослыми и
предметов на
ова
ом,
сверстником
части
ние самостоят
ель
ная
деятельнос
ть,
экспериме
нти рование
Разнообразие Развивающая
Кругозо Собственн Собственный
сфера и
ый
широкий
развивающей
р
партнерские
широкий кругозор,
сферы
взрослого
кругозор умелость в
отношения со и хорошо
,
каком-либо деле
взрослыми
развитая
хорошо
речь
развитая
речь
Ситуативнодел Внеситуат Внеситуат Внеситуативн оивн оСитуативноли
овое
ивн оличностное
чное
деловое деловое +
внеситуат
ивн оличностно
е
рту

Объект
познания

Способ
познания

Условия
успешности

Формы
общения

12

Мало
интересно

Мало
интересно

Отношения
со
сверстником

Источник

Источник
способов
Отношения защиты, ласки со деятельности,
партнер по
и помощи
игре и
взрослым
творчеству

Наличие «Я-сам»
конфликтов со

Со взрослыми
как
продолжение
(«Я-сам»)

Интересен Углубле Собеседник,
как
ние
партнер
партнер интереса деятельности
по
как
к
сюжетно партнеру
й игре по играм,
так и
предпочте
ние в
общении
Источни Источник
Источник
к
информац информации, эмоционально
собеседник
й поддержки
ии

Отсутству Отсутствует
ет

К 7 годам –
кризис, смена
социальной
роли.

взрослыми

Эмоции

Игровая
деятельность

Сильной
Сильной
Более
Преобладание
ровные,
Развитие
оптимистичес
высших кого
модальности, модальности,
старается
чувств
резкие резкие контролирова
настроения
переходы переключения ть
ПредметноПартнерская Усложнение Длительные игровых
игровые
Коллективная манипулятивн со
объединения;
взрослыми,
со
ая
игра замыслов;
индивидуальн сверстниками;
длительные
умения
игровые
согласовывать
«рядом»
ая с
ролевой
объединения
свое
игрушками;
поведение в
диалог,
соответствии с
игровое
ролью.
игровая
действие
ситуация

13

1. Внутренний
Планир план ующая
1.
функци
действий. я
Контролирую
.
речи. 2. Развитие
Возникновени Самопознание щая
1.
Предво
произвольнос 2
функция е речи , усвоение
схищен ти всех ие психич. .
речи:
процессов. результ
и наглядно- первичных речь
ата 3.Возникновен деятел ие
действенного
нравственных
О
ьности.
соподчинения
способствует
п
3. Начало мотивов:
мышления.норм организации
и
собственной
с
деятельности. 2.
а
Развитие
н
способности
и
выстраивать
формировани
е
элементарные я высших общественные

Новообразования
возраста

умозаключен чувств

мотивы ия.

о

(интеллектуал преобладают
б
3. Появление
над личными.
р
ьные,
а
элементов
4.
з
моральные, сюжетноВозникновени
о
эстетические) ролевой игры
в
е первой
целостной картины а
т
мира.
5. Появление
е
учебнопознавательно л
го мотива,
ь
становление
н
внутренней позиции
о
школьника

й

деятельности педагога – психолога в соответствии с направлениями
развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.
Ранний возраст (2-3 года)
Социально-коммуникативное развитие
В области социально-коммуникативного развития основными задачами
образовательной деятельности являются создание условий для:
– дальнейшего развития общения ребенка со взрослыми;
– дальнейшего развития общения ребенка с другими детьми;
– дальнейшего развития игры
– дальнейшего развития навыков самообслуживания.
В сфере развития общения со взрослым:
• Педагог – психолог удовлетворяет потребность ребенка в общении и
социальном взаимодействии, поощряя ребенка к активной речи. Педагог
14

2

– психолог не стремится искусственно ускорить процесс речевого
развития. Он играет с ребенком, используя различные предметы, при
этом активные действия ребенка и взрослого чередуются; показывает
образцы действий с предметами; создает предметно-развивающую среду
для самостоятельной игры-исследования; поддерживает инициативу
ребенка в общении и предметно-манипулятивной активности, поощряет
его действия.
• Развивает у ребенка позитивное представление о себе и положительное
самоощущение; учитывает возможности ребенка, поощряет достижения
ребенка, поддерживает инициативность и настойчивость в разных видах
деятельности.
• Педагог – психолог во взаимодействии с детьми способствует развитию
интереса и доброжелательного отношения к другим детям: создает
безопасное пространство для взаимодействия детей, насыщая его
разнообразными предметами, наблюдает за активностью детей в этом
пространстве, поощряет проявление интереса детей друг к другу и
просоциальное поведение, называя детей по имени, комментируя
(вербализируя) происходящее. Учитывает, что особое значение в этом
возрасте приобретает вербализация различных чувств детей,
возникающих в процессе взаимодействия: радости, злости, огорчения,
боли и т. п., которые появляются в социальных ситуациях.
В сфере развития социальных отношений и общения со сверстниками:
• Педагог - психолог наблюдает за спонтанно складывающимся
взаимодействием детей между собой в различных игровых и/или
повседневных ситуациях; в случае возникающих между детьми
конфликтов не спешит вмешиваться; обращает внимание детей на
чувства, которые появляются у них в процессе социального
взаимодействия; утешает детей в случае обиды и обращает внимание на
то, что определенные действия могут вызывать обиду.
• В ситуациях, вызывающих позитивные чувства, педагог комментирует их,
обращая внимание детей на то, что определенные ситуации и действия
вызывают положительные чувства удовольствия, радости, благодарности
и т. п. Благодаря этому дети учатся понимать собственные действия и
действия других людей в плане их влияния на других, овладевая таким
образом социальными компетентностями. В сфере развития игры
• Организует соответствующую игровую среду, в случае необходимости
знакомит детей с различными игровыми сюжетами, помогает освоить
простые игровые действия, использовать предметы-заместители,
поддерживает попытки ребенка играть в роли, организуют несложные
сюжетные игры с несколькими детьми.
В сфере социального и эмоционального развития:
• Педагог - психолог грамотно проводит адаптацию ребенка к детскому
саду, учитывая привязанность детей к близким, привлекает родителей
15

(законных представителей) или родных для участия и содействия в
период адаптации. В период адаптации он следит за эмоциональным
состоянием ребенка и поддерживает постоянный контакт с родителями
(законными представителями); предоставляет возможность ребенку
постепенно, в собственном темпе осваивать пространство и режим
детского сада, не предъявляя ребенку излишних требований. Также в
случае необходимости психолог помогает ребенку найти себе занятия,
поддерживает стремление детей к самостоятельности.
Познавательное развитие
В сфере познавательного развития основными задачами образовательной
деятельности являются создание условий для:
– развития познавательно-исследовательской активности и познавательных
способностей.
В сфере развития познавательно-исследовательской активности и
познавательных способностей необходимо:
• поощрять любознательность и исследовательскую деятельность детей.
Педагог – психолог с вниманием относится к проявлению интереса детей
к окружающему природному миру, к детским вопросам, не спешит давать
готовые ответы, разделяя удивление и детский интерес. Речевое
развитие
В области речевого развития основными задачами образовательной
деятельности педагога – психолога являются создание условий для:
–
развития речи у детей в повседневной жизни;
–
развития разных сторон речи в специально организованных играх и
занятиях.
В сфере развития речи в повседневной жизни педагог – психолог во
взаимодействии с детьми:
• Внимательно относится к выражению детьми своих желаний, чувств,
интересов, вопросов, терпеливо выслушивает детей, стремится понять,
что ребенок хочет сказать, поддерживая тем самым активную речь детей,
не указывает на речевые ошибки ребенка, но повторяет за ним слова
правильно.
• Использует различные ситуации для диалога с детьми, а также создает
условия для развития общения детей между собой. Он задает открытые
вопросы, побуждающие детей к активной речи; комментирует события и
ситуации их повседневной жизни; говорит с ребенком о его опыте,
событиях из жизни, его интересах; инициирует обмен мнениями и
информацией между детьми.
В сфере развития разных сторон речи:
• Организует речевые игры, стимулирует словотворчество; проводит
специальные игры, направленные на обогащение словарного запаса, на
развитие планирующей и регулирующей функций речи.
16

Художественно-эстетическое развитие
В области художественно-эстетического развития основными задачами
образовательной деятельности педагога - психолога являются создание условий
для:
– развития у детей эстетического отношения к окружающему
миру; – приобщения к изобразительным видам деятельности; –
приобщения к музыкальной культуре.
В сфере развития у детей эстетического отношения к окружающему
миру:
• Психолог привлекает внимание детей к красивым вещам, красоте
природы, произведениям искусства, вовлекает их в процесс
сопереживания по поводу воспринятого, поддерживает выражение
эстетических переживаний ребенка.
В сфере приобщения к изобразительным видам деятельности:
• Педагог – психолог предоставляет детям широкие возможности для
экспериментирования с материалами, знакомит с разнообразными
простыми
приемами
изобразительной
деятельности,
поощряет
воображение и творчество детей.
В сфере приобщения к музыкальной культуре:
• Создаёт музыкальную среду, органично включая музыку во
взаимодействие с детьми, поощряет проявления эмоционального отклика
ребенка на музыку.
Физическое развитие
В области физического развития основными задачами образовательной
деятельности педагога – психолога являются создание условий для:
–
укрепления здоровья детей, становления ценностей
здорового образа жизни;
–
развития различных видов двигательной активности; –
формирования навыков безопасного поведения.
В сфере укрепления здоровья детей, становления ценностей здорового
образа жизни:
• Педагог
–
психолог в
работе
использует
здоровьесберегающие технологии.
В сфере развития различных видов двигательной активности:
• Педагог – психолог организует взаимодействие с детьми с учетом
возможности удовлетворения естественной потребности детей в
движении. Проводит подвижные игры, вовлекает детей в игры с
предметами, стимулирующие развитие мелкой моторики.
В сфере формирования навыков безопасного поведения:
• Создает на занятиях безопасную среду, а также предостерегает детей от
поступков, угрожающих их жизни и здоровью. Требования безопасности

17

не должны реализовываться за счет подавления детской активности и
препятствования деятельному исследованию мира.
Дошкольный возраст
Социально – коммуникативное развитие.
В области социально-коммуникативного развития ребенка в условиях
информационной социализации основными задачами образовательной
деятельности являются создание условий для:
– развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям;
–развития коммуникативной и социальной компетентности;
– развития игровой деятельности;
В сфере развития положительного отношения ребенка к себе и другим
людям педагог – психолог:
• При взаимодействии с детьми создаёт условия для формирования у
ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих
возможностях, в том, что он хороший, его любят.
• Способствует развитию у ребенка чувства собственного достоинства,
осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать
друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по
собственному усмотрению использовать личное время).
• Способствует развитию положительного отношения ребенка к
окружающим его людям: воспитывает уважение и терпимость к другим
детям и взрослым, вне зависимости от их социального происхождения,
расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола,
возраста, личностного и поведенческого своеобразия; воспитывает
уважение к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям,
желаниям, взглядам.
В сфере развития коммуникативной и социальной компетентности
педагог – психолог:
• Создаёт в детском саду различные возможности для приобщения детей к
ценностям сотрудничества с другими людьми, прежде всего реализуя
принципы личностно-развивающего общения и содействия. Помогает
детям распознавать эмоциональные переживания и состояния
окружающих, выражать собственные переживания. Способствует
формированию у детей представлений о добре и зле, создавая условия
освоения ребенком этических правил и норм поведения.
• Предоставляет детям возможность выражать свои переживания, чувства,
взгляды, убеждения и выбирать способы их выражения, исходя из
имеющегося у них опыта. Эти возможности свободного самовыражения
играют ключевую роль в развитии речи и коммуникативных
способностей, расширяют словарный запас и умение логично и связно
выражать свои мысли, развивают готовность принятия на себя
ответственности в соответствии с уровнем развития.
18

• Способствует развитию у детей социальных навыков: при возникновении
конфликтных ситуаций не вмешивается, позволяя детям решить
конфликт самостоятельно и помогая им только в случае необходимости.
В различных социальных ситуациях дети учатся договариваться,
соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Психолог
способствует освоению детьми элементарных правил этикета и
безопасного поведения. Создает условия для развития бережного,
ответственного отношения ребенка к окружающей природе,
рукотворному миру, а также способствует усвоению детьми правил
безопасного поведения, прежде всего на своем собственном примере и
примере других, сопровождая собственные действия и/или действия
детей комментариями.
В сфере развития игровой деятельности педагог – психолог:
• Создает условия для свободной игры детей, организует и поощряет
участие детей в сюжетно-ролевых, дидактических, развивающих играх и
других игровых формах; поддерживает творческую импровизацию в игре.
Использует дидактические игры и игровые приемы в разных видах
деятельности.
Познавательное развитие.
В области познавательного развития ребенка основными задачами
образовательной деятельности являются создание условий для:
–
развития любознательности, познавательной активности,
познавательных способностей детей;
–
развития представлений в разных сферах знаний об
окружающей действительности.
В сфере развития любознательности, познавательной активности,
познавательных способностей педагог – психолог:
• Помогает в создании насыщенной предметно-пространственной среды,
стимулирующей познавательный интерес детей, исследовательскую
активность, элементарное экспериментирование с различными
веществами, предметами, материалами.
• Помимо поддержки исследовательской активности, организует
познавательные игры, поощряет интерес детей к различным
развивающим играм и занятиям.
В сфере развития представлений в разных сферах знаний об окружающей
действительности педагог – психолог:
• Создает возможности для развития у детей общих представлений об
окружающем мире, о себе, других людях. Побуждает детей задавать
вопросы, рассуждать, строить гипотезы относительно наблюдаемых
явлений, событий.

19

• Широчайшие возможности для познавательного развития предоставляет
свободная игра. Следуя интересам и игровым потребностям детей,
психолог создаёт для нее условия, поддерживает игровые (ролевые)
действия.
• Способствует развитию у детей математических представлений. Речевое
развитие
В области речевого развития ребенка основными задачами
образовательной деятельности является создание условий для:
– формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования
разных сторон речи ребенка.
В сфере совершенствования разных сторон речи ребенка:
• Речевое развитие ребенка связано с умением вступать в коммуникацию с
другими людьми, умением слушать, воспринимать речь говорящего и
реагировать на нее собственным откликом, адекватными эмоциями, то
есть тесно связано с социально-коммуникативным развитием. Педагог –
психолог стимулирует общение детей, сопровождающее различные виды
деятельности.
• Овладение речью (диалогической и монологической) не является
изолированным процессом, оно происходит естественным образом в
процессе коммуникации. Таким образом, стимулирование речевого
развития является сквозным принципом ежедневной педагогической
деятельности во всех образовательных областях.
• Психолог создаёт возможности для формирования и развития звуковой
культуры, образной, интонационной и грамматической сторон речи,
фонематического слуха, правильного звуко- и словопроизношения,
стимулируют словотворчество.
• Педагог – психолог стимулирует использование речи для
познавательноисследовательского развития детей, например, отвечая на
вопросы «Почему?..», «Когда?..», обращая внимание детей на
последовательность повседневных событий, различия и сходства,
причинно-следственные связи, развивая идеи, высказанные детьми,
вербально дополняя их.
Художественно – эстетическое развитие.
В области художественно-эстетического развития ребенка основными
задачами образовательной деятельности педагога – психолога являются
создание условий для:
–
развития у детей интереса к эстетической стороне
действительности;
–
развития способности к восприятию музыки, художественной
литературы, фольклора;
20

–
приобщения к разным видам художественно-эстетической
деятельности, развития потребности в творческом самовыражении,
инициативности и самостоятельности в воплощении художественного
замысла.
В сфере развития у детей интереса к эстетической стороне
действительности.
Эстетическое отношение к миру опирается прежде всего на восприятие
действительности разными органами чувств. Педагог - психолог способствует
накоплению у детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений,
развитию эмоциональной отзывчивости.
Физическое развитие
В области физического развития ребенка основными задачами
образовательной деятельности являются создание условий для:
–
становления у детей ценностей здорового образа жизни;
–
приобретения двигательного опыта и совершенствования
двигательной активности;
–овладения подвижными играми с правилами.
В сфере становления у детей ценностей здорового образа жизни педагог –
психолог:
• Способствует развитию у детей ответственного отношения к своему
здоровью. Создает возможности для активного участия детей в
оздоровительных мероприятиях.
В сфере совершенствования двигательной активности детей, развития
представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании
начальных представлений о спорте:
• Психолог уделяет специальное внимание развитию у ребенка
произвольности действий и движений ребенка.
• Для удовлетворения естественной потребности детей в движении педагог
- психолог организует подвижные игры, занятия, которые способствуют
получению детьми положительных эмоций от двигательной активности,
развитию ловкости, координации движений, силы, гибкости, правильного
формирования опорно-двигательной системы детского организма.
• Психолог поддерживает интерес детей к подвижным играм; побуждает
детей выполнять упражнения, способствующие развитию крупной и
мелкой моторики обеих рук, а также правильного не наносящего ущерба
организму выполнения основных движений.
2.3. Учебно – тематический план.
Направление профессиональной
деятельности.
Содержание работы

Категория

21

Сроки
проведения

Психодиагностическая деятельность
1. Проведение наблюдений за детьми
Дети младшей
Сентябрь,
в период адаптации к ДОУ. Помощь
группы,
октябрь;
педагогу в организации
вновь
в течение года
адаптационных игр и создании
прибывшие дети
эмоционально- комфортной
окружающей среды
2. Проведение наблюдений за
эмоциональным благополучием детей Все группы детей В течение года в группах
3. Наблюдение за детьми в условиях
воспитательного процесса,
диагностика по запросам родителей и Все группы детей В течение года по запросу
педагогов, диагностика детей в рамках работы консультативного пункта
4. Проведение индивидуальной
и
В течение года по запросу
групповой диагностики по запросам Педагоги педагогов и
администрации.

Психологическая профилактика и просвещение
7. Оформление информационнопросветительской папки “Странички Педагоги
В течение года психолога” и
ознакомление с ней педагогов
8. Рекомендации по психологопедагогической деятельности по
Педагоги
В течение года по запросу запросу
педагогов и администрации (ведение тетрадей взаимодействий с педагогами).
9. Участие в семинарах, педсоветах, Педагоги
В течение года проводимых в детском
саду
10. Проведение семинара –
практикума “Мы так хотим
Педагоги
Сентябрь приобрести скорей себе
друзей” (Психологические особенности детей с ОВЗ)
11. Проведение семинара-практикума
“Все сижу и сижу и на солнышко
Педагоги
Октябрь гляжу”
(медлительные, застенчивые и тревожные)
12. Проведение семинара-практикума Педагоги
Ноябрь
“Во мне какая-то пружинка сидеть на месте
не могу” (гиперактивные дети)
13. Проведение семинара-практикума Педагоги
Декабрь
“Ежик колючий, хмурый как туча”
(агрессивные дети)
14. Оформление стенда для родителей
Родители
Сентябрь, октябрь.
“Советы психолога”, подбор В течение года информационных сообщений
15. Участие в родительских собраниях
Родители
В течение года
16. Организация ежегодного конкурса
Педагоги
Март - Апрель
“Лучший воспитатель года”

22

Коррекционно-развивающая работа
17. Проведение цикла развивающих Ясельная,
В течение года; периодичность –
занятий по подгруппам “Почемучка” вторая
2 раза в неделю
младшая,
средняя группа
детей
18. Проведение индивидуальных
“Трудные” дети
В течение года; коррекционноразвивающих занятий периодичность – по запросу администрации,
1 раз в неделю
воспитатетелей, родителей.

Психологическое консультирование
19. Проведение индивидуальных
консультаций по запросам
Родители
В течение года администрации,
родителей, воспитателей
20. Консультирование по результатам Педагоги и диагностического исследования
родители
Сентябрь, октябрь, май
психического, интеллектуального
подготовительразвития детей
ной,
старшей
группы
21. Консультирование по работе с
детьми с эмоциональными и Педагоги
В течение года поведенческими нарушениями
22. Ознакомление с рекомендациями Педагоги
В течение года по результатам
наблюдений

Экспертная деятельность
23. Участие в административных
совещаниях по принятию каких-либо В течение года решений, требущих
психологического разъяснения ситуации
24.Участие в комиссии по ПМПК
В течение года

Организационно-методическая работа
Анализ и планирование деятельности (составление перспективных планов, сетки
занятий; разработка циклов коррекционно-развивающих занятий, тематических планов;
составление и оформление конспектов тематических консультаций, семинаров и др.;
заполнение журнала учета видов и форм работы; заполнение и анализ карт наблюдений,
диагностических карт, карт индивидуального психолого-педагогического сопровождения
воспитанников, психолого – педагогических представлений на ПМПК);
Обучение на
курсах повышения квалификации (по плану ДОУ);
Анализ научной, методической литературы для подбора диагностического
инструментария, разработки индивидуальных и групповых коррекционных,
развивающих и профилактических программ, проектов, самообразования;
Участие в работе методических семинаров, научно-практических конференций;
- посещение методических объединений (по плану ДО);
- оформление кабинета (приобретение и изготовление игр и пособий, приобретение
методической литературы, пополнение банка игр по различной тематике).

23

2.4. Содержание программы.
Диагностический блок программы включает:
1.
Исследование психического и интеллектуального развития детей
подготовительной и старшей группы с целью выявления детей,
нуждающихся в коррекционной развивающей работе.
2.
Наблюдение за вновь прибывшими детьми для контроля за
процессом адаптации и оказания своевременной помощи.
Используется «Карта наблюдений» Макшанцевой Л.В.
3.
Наблюдение за эмоциональным благополучием детей в группах.
Блок психологической профилактики и просвещения.
1. Работа в период адаптации детей к ДОУ предполагает:
• анализ медицинских карт и карт развития вновь поступающих детей для
получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей
группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
• консультации для родителей вновь поступающих детей;
• информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи с
целью
оптимизации
взаимодействия
участников
воспитательнообразовательного процесса;
• индивидуальная работа с вновь прибывшими детьми по профилактике
явлений дезадаптации.
2. Психологическое просвещение педагогов и родителей
опирается на результаты изучения конкретных особенностей данного
ДОУ, квалификации и особенностей педагогического коллектива,
своеобразие детей и родителей, актуальность рассматриваемых
вопросов.
3. Обязательными
являются просветительская работа с
педагогами в форме и по темам, указанным в учебно-тематическом
плане, а также психопросветительская работа с родителями в форме
родительских собраний, тематических консультаций, размещения
информации в группах.
4. Психологическое
просвещение
осуществляется
с
использованием интернет – ресурсов.
Темы размещаемой информации:
- «Детский сад – это серьезно» (тематическая консультация для родителей);
- «Адаптируемся вместе» (стендовая информация);
- «Капризки и упрямки» (тематическая консультация для родителей);
- «Как помочь эмоциональным детям» (тематическая консультация для
родителей);
«Внимание к вниманию» (информационный буклет для педагогов);
24

«Готовимся к школе» (информационный стенд и папка «Советы
психолога».
Блок коррекционной и развивающей работы
Познавательно-развивающая работа с детьми младшей и средней группы
осуществляется с целью развития психических познавательных процессов
(зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления, речи,
воображения) и развития произвольного поведения. В основу организации
образовательного процесса положен деятельностный метод: новое знание не
дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как “открытие” через игру,
через систему развивающих ситуаций, вопросов и заданий. Для подготовки к
занятиям используется следующая литература и пособия: Л.Г. Петерсон, Е.Е.
Кочемасова “Игралочка” Практический курс математики для детей 3-4 лет, 4-5
лет Ч. 1,2 2016 г.; Л.Ф. Тихомирова “Упражнения на каждый день: развите
внимания и воображения дошкольников” 2002 г.; Т.Р. Кислова “По дороге к
азбуке” Методические рекомендации к частям 1 и 2; Г.С. Швайко “Игры и
игровыые упражнения для развития речи” 1983 г.
Учебно – тематический план
развивающих занятий в ясельной и младшей группе

Месяц
(дата)

№

Раздел. Темы

Задачи

заня
ти я
1

Развитие восприятия Учить рассматривать, узнавать и называть цвет
предметов. Активизировать словарный запас
детей

2

Развитие слухового Учить распознавать: звучание различных восприятия
музыкальных инструментов, звуки, издавамые животными, звуки родной
речи

3

Развитие зрительного Учить определять форму, цвет, величину, вес.
восприятия
Учить вырабатывать правильный темп речи.

4

Развитие осязательного
Знакомить с разными материалами и их
восприятия
свойствами, со структурой поверхности. Учить
согласовывать прилагательные с
существительными в роде, числе, падеже.

5

Развитие внимания

Сентябрь

Октябрь

Учить подбирать предметы по цвету, величине, форме

6 Развитие зрительного
7

Учить собирать пирамидку по образцу внимания

Развитие слухового Учить детей соотносить характер своих внимания,
развитие
действий со звучанием бубна переключаемости внимания
25

8

Развитие устойчивости Учить проходить лабиринт, прослеживая внимания,
умения взглядом, учить перебирать крупы, распределяя концентрироваться по
группам

9

Развитие памяти

10

Развитие зрительной памяти Учить запоминать количество и место заданных
предметов

11

Развитие слуховой памяти Учить запоминать и воспроизводить слова и
звуки в определенной последовательности

12

Развитие двигательной Учить последовательному повторению памяти
действий за взрослым

13

Развитие мышления. Учить различать предметы по форме, учить
Формирование
группировать предметы по форме (одинаковая,
представление о форме
разная)
предметов

14

Формировать умение Учить различать и называть размеры предметов
сравнивать предметы (большой, поменьше, маленький)

15

Формировать представление Учить выделять существенные признаки круга, о
круге уметь распознавать круг в
предметах окружающей
обстановки

16

Формировать представления Учить определять, где много предметов, а где о
понятиях “один” и один предмет. Учить сравнивать предметы по
“много”
цвету, форме и размеру.

17

Формировать умение Учить устанавливать равночисленность групп
сравнивать предметы
предметов
с
помощью
составления
пар Январь (“столько же”, “больше”, “меньше”)

18

Формировать умение Учить способам уравнивания численности сравнивать
предметы предметов

19

Формирование умения Закреплять умение определять и называть цвет
устанавливать связи между и размер предметов предметами и явлениями

20

Формирование умения
Учить выделять существенные признаки
группировать предметы по предмета (цвета, формы, размера) нескольким
признакам (величина, форма, цвет)

21

Развитие пространственной Учить определять расположение предметов по
ориентации отношению к ребенку (далеко-близко, высоконизко)

22

Формирование Учить определять расположение предметов по
представления (справа- отношению к ребенку (справа - слева, высокослева)
низко)

23

Уточнить о
Учить определять расположение предметов по
пространственном
отношению к ребенку (на, над, под) отношении “на”

24

Формировать представление Учить сравнивать предметы путем наложения и о
сравнении предметов по
приложения (длиннее, короче) длине

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Учить запоминать последовательность
картинок, игрушек, тренировать умение
соотносить подходящие по смыслу предметы

26

25
Март

27

28
Апрель

29

30

31

32
33
Май

34

35

Формировать представление Учить распознавать треугольную форму в о
треугольнике предметах окружающей обстановки
Формировать представление Учить
распознавать квадратную
26
форму
в о квадрате, прямоугольнике предметах окружающей
обстановки
Развитие воображения
Учить распознавать знакомую форму; учить
конструировать из геометрических фигур;
учить дорисовать предмет
Развитие
воображения, Учить распознавать знакомую форму; назвать
целостность восприятия
знакомый предмет, завершить рисунок
Развитие речи
Учить различать предметы, сходные по
назначению и похожие внешне, уточнить их
название, активизировать в речи детей
соответствующий словарь (работа с
предметными картинками, игра “Переезжам на
новую квартиру”)
Развитие речи, внимания,
Упражнять детей в сравнении друх предметов,
наблюдательности
одинаковых
по
названию,
расширять
словарный запас детей (“У кого какой
предмет”)
Развитие речи
Учить изменять слова в
уменьшительноласкательной форме, во
множественном числе (Игры со словами:
“Назови ласково”, “Доскажи слово”, “Не один, а
много”
Развитие речи
Знакомить детей со словами – антонимами,
расширять словарный запас детей
Формировать умения
действовать
по
правилу,
развитие
внимания
Формировать умения
действовать
по
образцу,
развитие
внимания
Формировать умения
действовать
по
правилу,
развитие
внимания

Учить действовать по образцу (игры
развитие произвольности “Светофор”)

на

Учить работать по устной инструкции (работа с
мозаикой)

Закреплять умение действовать по инструкции
(запрещенное движение)

Учебно
–
тематический
развивающих занятий в средней группе

27

план

Месяц
(дата)

№
Раздел. Темы
заняти
я
1
Развитие восприятия

Сентябрь
2

Развитие слухового
восприятия, внимания

3

Развитие зрительного
восприятия

Задачи

Закреплять умение рассматривать, узнавать и
называть цвета, форму и величину предметов.
Активизировать словарный запас детей
Закреплять умение распознавать: звучание
различных музыкальных инструментов, звуки,
издавамые животными, звуки родной речи
Закреплять умение определять форму, цвет,
величину, вес. Учить вырабатывать правильный
темп речи.

4

Развитие осязательного
Знакомить с разными материалами и их
восприятия
свойствами, со структурой поверхности. Учить
согласовывать прилагательные с
существительными в роде, числе, падеже.

5

Развитие внимания,
наблюдательности

6

Развитие зрительного Закреплять умения находить отличия, умения внимания
сравнивать (игровые упражнения на
нахождение такой же картинки)

7

Развитие слухового Учить детей соотносить характер своих внимания,
развитие
действий со звучанием бубна; учить замечать
переключаемости внимания нелогичные ситуации (нелепицы); игры в
запрещенные слова

8

Развитие устойчивости Учить проходить лабиринт, прослеживая внимания,
умения взглядом, учить находить предмет, непохожий концентрироваться на
другие

9

Развитие памяти

10

Развитие зрительной памяти Учить запоминать количество и место заданных
предметов

11

Развитие слуховой памяти Учить запоминать и воспроизводить слова и
звуки в определенной последовательности

12

Развитие двигательной Учить последовательному повторению памяти
действий за взрослым

Октябрь

Ноябрь

Закреплять умение подбирать предметы по
цвету, величине, форме. Упражнять в
наблюдательности (игровые упражнения: “Что
появилось?”, “Найди отличия”, “Что не
зватает?”, ...)

Учить запоминать последовательность
картинок, игрушек, тренировать умение
соотносить подходящие по смыслу предметы

13 Развитие мышления. Закреплять умение различать предметы по
Развитие представлений о форме, учить группировать предметы по форме, Декабрь
предметов по цвету, по величине

28

форме

14

Развитие умения сравнивать Закреплять
умения
различать
называть предметы размеры предметов, из чего сделаны, для чего
предназначены, умения описывать предмет

15

Формировать представление Учить выделять
существенные
признаки о квадрате, кубе квадрата,
уметь распознавать квадрат
в предметах окружающей обстановки

16

Развитие умения сравнивать Актуализировать способ сравнения предметов
предметы по длине
по длине наложением.

17

Формировать умение Актуализировать опыт выделения общих
выделять общие свойства свойств предметов (обувь, посуда, игрушки,
предметов
мебель)

18

Формировать умение Уточнить пространственные представления сравнивать
предметы по “шире”, “уже”; учить способам сравнения по

Январь

ширине

и

ширине путем наложения и приложения

19

Формирование
Учить распознавать овал в предметах представление об
овале окружающей обстановки, выделять фигуры
овальной формы

20

Формирование умения
Учить выделять существенные признаки
группировать предметы по предмета (цвета, формы, размера)
нескольким признакам (величина, форма, цвет)

21

Развитие пространственной Актуализировать изученные пространственные
ориентации отношения, представление о плоских
геометрических фигурах (геометрическое лото)

22

Формирование
(раньше
позже)

23

Формирование
Уточнить представления о пространственных
представления о высоте
отношениях (выше – ниже); учить сравнивать
предметы по высоте

24

Формировать
Уточнить понимание смысла слов “внутри”,
пространственные “снаружи”, “впереди”, “сзади”, “между” и
представления “внутри”, грамотно употрелять их в речи “снаружи”

25

Формировать представление Уточнить понимание детьми значение слова о
понятии “пара”
“пара” как лвух предметов, объединенных
общим признаком

26

Формировать представление Учить в простейших случаях видеть о ритме
(закономерности) закономерность и составлять ряд закономерно
чередующихся предметов или фигур

27

Развитие воображения

Февраль

Март

Уточнить представления об изменении представления
- предметов со временем, о временных
отношениях (сначало - потом, раньше - позже)

Учить распознавать знакомую форму; учить
конструировать из геометрических фигур;
учить дорисовать предмет
29

Апрель

28

Развитие
воображения, Учить воссоздавать изображение; подбирать
целостность восприятия
детали, восстанавливающие узор; назвать
знакомый предмет, завершить рисунок

29

Развитие речи

30

Учить изменять слова в
уменьшительноласкательной форме, во
множественном числе (Игры со словами:
“Назови ласково”, “Доскажи слово”, “Не один, а
много”
Развитие речи Знакомить детей со словами – антонимами, расширять словарный
запас детей
31

32

Учить различать предметы, сходные по
назначению и похожие внешне, уточнить их
название, активизировать в речи детей
соответствующий словарь (работа с
предметными картинками, игра “Переезжам на
новую квартиру”)
Развитие речи, внимания, Упражнять детей в сравнении друх предметов,
наблюдательности одинаковых по названию, расширять словарный
запас детей (“У кого какой предмет”)
Развитие речи

33 Формировать умения Учить действовать по образцу (игры
на
Май действовать по правилу, развитие произвольности “Светофор”) развитие внимания
34

Формировать умения Учить работать
по
устной
инструкции
действовать по образцу,
(графический диктант, рисунок)
развитие внимания

35

Формировать умения Закреплять умение действовать по инструкции действовать по
правилу, (запрещенное движение) развитие внимания

Блок психологического консультирования
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической
помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели
и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена
рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При
необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение
психологической помощи в службах города по теме запроса. Обязательно:
• Консультирование
по
вопросам,
связанным
с
оптимизацией
воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах
ребенка.
• Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми
образовательными потребностями.
• Консультирование по результатам диагностических обследований.
• Консультирование по вопросам воспитания детей, не посещающих
детский сад
30

Дополнительно психолог может инициировать индивидуальные консультации
педагогов и родителей.
Блок экспертной работы
1.
Организация психолого-педагогического сопровождения основной
образовательной программы.
2.
Оказание помощи педагогам по выбору образовательных
технологий, адекватных условиям конкретной образовательной ситуации, с
учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся 3.
Диагностика воспитанников с целью направления на ПМПК.
4. Посещение и анализ ОД.
Блок методической работы
Анализ и планирование деятельности (составление перспективных
планов, сетки занятий; разработка циклов коррекционно-развивающих
занятий, тематических планов; составление и оформление конспектов
тематических консультаций, семинаров и др.; заполнение журнала учета
видов и форм работы; заполнение и анализ диагностических карт, карт
индивидуального
психолого-педагогического
сопровождения
воспитанников, психолого – педагогических представлений на ПМПК);
Обучение на курсах повышения квалификации (по плану ДОУ);
Анализ научной, методической литературы для подбора диагностического
инструментария, разработки индивидуальных и
групповых коррекционных,
развивающих и профилактических программ, проектов, самообразования;
Участие в
работе
методических
семинаров, научнопрактических конференций;
Посещение методических объединений (по плану ДО);
Оформление кабинета (приобретение и изготовление игр и пособий,
приобретение методической литературы, пополнение банка игр по
различной тематике).
2.5. Взаимодействие с семьями дошкольников
При анализе контингента семей выявлено, что дети МАДОУ – детский сад
№ 416 воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих
разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации
взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое
направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной
атмосферы в ДОУ, установление взаимопонимания и создание условий для
сотрудничества с родителями.
Основные формы взаимодействия с семьей
31

Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование
Информирование родителей о ходе образовательного процесса:
индивидуальные консультации, тематические консультации, консультации по
результатам
диагностики,
родительские
собрания,
оформление
информационных стендов, размещение информации на сайте ДОУ, организация
выставок детского творчества, создание памяток.
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации
гостиных, практических занятий и семинаров.
Содержание работы с семьей по образовательным областям
Социально-коммуникативное развитие: показывать родителям, каким
образом в условиях семьи можно
- организовать усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе,
включая моральные и нравственные ценности;
- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и
сверстниками;
- помогать в становлении самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий;
- развивать у ребенка социальный и эмоциональный интеллект,
эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
- формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками,
формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей
семье и к сообществу детей и взрослых;
- формировать позитивные установки к различным видам труда и
творчества;
- формировать основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие: давать информацию родителям по развитию
интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формированию познавательных действий; развитию воображения и творческой
активности; формированию первичных представлений о себе, других людях,
объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов
окружающего, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных
ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете
Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран
и народов мира.
Речевое развитие: показывать родителям, каким образом в семье можно
создать условия для овладения речью как средством общения и культуры;
развития речевого творчества; знакомства с книжной культурой, детской
литературой.
Художественно-эстетическое развитие: дать родителям информацию по
развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства, мира природы; становлению эстетического отношения
32

к окружающему миру; стимулировать сопереживание персонажам
художественных произведений; реализовывать самостоятельную творческую
деятельность детей.
Физическое развитие: предпринимать действия по формированию у
родителей представления о важности и необходимости приобретения детьми
опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, способствующей
развитию координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук;
овладения подвижными играми с правилами; становление целенаправленности
и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового
образа жизни.
2.6. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми
ограниченными возможностями здоровья
Коррекционная и развивающая работа с детьми с ограниченными
возможностями здоровья осуществляется на основе методического пособия
Алябьевой Е.А. «Занятия по психогимнастике с дошкольниками»
(Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: Методическое
пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.)
Цель работы: содействие становлению гармоничной и успешной личности
детей с ОВЗ.
Задачи:
• развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками;
• становление целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости;
• развитие воображения и творческой активности;
• развитие крупной и мелкой моторики;
снятие психического
напряжения.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Настоящая
программа
предполагает
создание
следующих
психологопедагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в
соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и
интересами.
33

с

1.
Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми,
предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку
предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и
жизненных навыков.
2.
Ориентированность педагогической оценки на относительные
показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих
достижений ребенка, стимулирование самооценки.
3.
Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4.
Создание развивающей образовательной среды, способствующей
физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому,
художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его
индивидуальности.
5.
Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый
образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт)
деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов
и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и
самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
6.
Участие семьи как необходимое условие для полноценного
развития ребенка дошкольного возраста.
7.
Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие
профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной
компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения
правилами безопасного пользования Интернетом.
Занятия проводятся в помещении, отвечающем требованиям развивающей
предметно-пространственной
среды:
безопасность,
доступность,
содержательная насыщенность трансформируемость, полифункциональность.
3.2. Обеспеченность учебными и методическими материалами.
Диагностическая работа
Возраст

Методика

Применение

2 - 7 лет

Методики психолого-педагогической
диагностики, разработанные Е.А.
Стребелевой (диагностический ящик)

Изучение
уровня
познавательного развития детей
раннего и дошкольного возраста

3-6 лет

Методика непрямой
экспрессдиагностики уровня
психического развития дошкольников
Мясоед П.А.

Уровень психического развития
(познавательная, эмоциональная,
волевая, коммуникативная сферы,
игра).

34

с 5 лет

Тест Е. Торренса

Уровень развития творческого
(креативного) мышления,
отдельные творческие способности
- беглость, гибкость,
оригинальность

3 - 7 лет

"Эксперсс-диагностика в детском
саду". Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко

Экспресс-диагностика развития
психических процессов у детей
дошкольного возраста: уровень
интеллектуального развития,
произвольности, особенности
личностной сферы

Старший
дошкольный
возраст

Методика "Домик". Н.И. Гуткина

Позволяет выявить умение ребенка
ориентироваться в своей работе на
образец, умение точно скопировать
его, выявляет особенности
развития произвольного внимания,
пространственного восприятия,
сенсомоторной координации и
тонкой моторики руки.

Дошкольный Ориентировочный тест школьной
возраст
зрелости Керна-Йерасека

Исследование готовности детей к
обучению в школе

Старший возраст Семаго Н., Семаго М.
Психологопедагогическая оценка
готовности ребенка к началу
школьного обучения

Оценка готовности к обучению в
школе

6 - 7 лет

с 5 лет

Диагностическая программа по
определению психологической
готовности детей к школьному
обучению. Н.И. Гуткина

Позволяет определить степень
готовности ребенка к школьному
обучению

Психологические рисуночные тесты
(рисунок человека, рисунок
несуществующего животного, рисунок
семьи). А.Л. Венгер

Позволяют оценивать
психологическое состояние и
уровень умственного развития,
личностные особенности,
межличностные отношения,
диагностировать психические
заболевания.

35

6 - 7 лет

с 4 лет

Графический диктант. Д.Б. Эльконин

Исследование ориентации в
пространстве, определение умения
внимательно слушать и точно
выполнять указания взрослого,
правильно воспроизводить
заданное направление линии,
самостоятельно действовать по
указанию взрослого

Цветовой тест. М.Люшер

Устойчивый эмоциональный фон,
энергетический баланс организма

3,5 - 7 лет

Тест тревожности. Р. Тэммл, М. Дорки, Изучение тревожности в типичных
В. Амен
для ребенка жизненных ситуациях

3-7 лет

И.Н. Агафонова, Н.Н. Хрущева, Э.Д.
Коммуникативные качества,
Антипова, М.С. Перфильева Методики уверенность в себе, терпение и др.
оценивания характеристик поведения
дошкольника

6 - 7 лет

"Лесенка" В.Г. Щур (модиф.А.М.
Прихожан)

Старший
дошкольный
возраст

Выявление системы представлений
ребенка о том, как он оценивает
себя сам, как, по его мнению, его
оценивают другие люди и как
соотносятся эти представления
между собой

Солдатов Д.В. Оценка мотивационной Оценка мотивационной готовности
готовности к школе
к школе

5 - 7 лет

Методика диагностики мотивации
учения у детей (Т.А. Нежнова,
модификация А.М. Прихожан)

6 - 7 лет

Беседа о школе (модифицированная
Выявление сформированности
методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, внутренней
позиции
Д.Б. Эльконина)
школьника, его мотивации
учения

старший
дошкольный
возраст
от 4 лет

Выявление сформированности
внутренней
позиции
школьника, его мотивации
учения

Гуткина Н.И. Методика исследования Исследование мотивационной
мотивационной сферы детей старшего сферы
дошкольного и младшего школьного
возраста
Цветовая диагностика эмоций ребенка. Диагностика личностных
О.А. Орехова
отношений, социальных эмоций и
ценностных ориентации

36

Дошкольный Методика Ореховой О.А. "Домики" Диагностика степени
дифференцированностиобобщенности
возраст
эмоциональной сферы; духовных
ценностей; деятельностных
ориентаций, в том числе уровня
сформированности эстетических и
познавательных потребностей;
предпочтений видов деятельности
(методика является первой
профессиограммой детей
дошкольного возраста); личностных
отношений и вариантов личностного
развития.
Дошкольный Тест "Страхи в домиках"
возраст
(модификация М.А. Панфиловой)

Выявление страхов у детей и
определение их характера. В ходе
индивидуальной беседы выясняется,
боится ли ребенок одиночества,
нападения (бандитов), заболеть,
умереть, смерти родителей,
некоторых людей, наказания,
сказочных персонажей, темноты,
животных, транспорта, стихии,
высоты, глубины, воды, огня, врачей,
крови.

с 4 лет

Методика исследования детского
самосознания. Н.Л. Белопольская

Исследование уровня
сформированности тех аспектов
самосознания, которые связаны с
идентификацией пола и возраста

3 - 7 лет

Методика изучения понимания
эмоциональных состояний людей,
изображенных на картинке. Г.А.
Урунтаева, Ю.А. Афонькина

Изучение понимания
эмоциональных состояний людей,
изображенных на картинке

с 5 лет

Зинкевич-Евстигнеева
Волшебная страна чувств

Т.Д. Психоэмоциональное состояние

с 3 лет

Панфилова М.А. Графическая
методика «Кактус»

2-4 лет

Роньжина А.С. Диагностика уровня Адаптация к д/с
адаптированности ребенка к
дошкольному учреждению

2-4 лет

Макшанцева Л.В. Карта наблюдений Адаптация к д/с

Состояние эмоциональной сферы
(агрессивность, тревога и др.)

37

до 7 лет

М.Алворд,
П.Бейкер
схема Импульсивность, дефицит внимания,
наблюдений за ребенком «Критерии расторможенность
гиперактивности»

с 3 лет

Лаврентьев Г.П., Титаренко Т.М.
Опросник для родителей и
воспитателей
тревожности»

Тревожность

«Признаки

с 5 лет

Тест «Рисунок семьи» интерпретация Внутрисемейные отношения
Г.Т. Хоментаускас

с 3 лет

Проективная игра «Почта».
Модификация теста Е.Антони
Е.Бине

с 5 лет

Данилина
Т.А.
«Проективные рассказы»

Внутрисемейные отношения
и

Психологическая
комфортность
Методика
пребывания в группе детского сада

Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей
работы. 1.Акимова Г.Е. Расту, играю, развиваюсь! Занятия с ребенком от
рождения до шести лет.- Екатеринбург: У-Фактория, 2005.
2.Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста.СПб.: Речь, 2007.
3.Алексеева Е.Е. Что делать, если ребенок… Психологическая помощь
семье с детьми от 1 до 7 лет: учебно-методическое пособие.- СПб.: Речь, 2012.
4.Алимова Ю.А. Сказочные метафоры в работе детского психолога.- СПб.:
Речь; М.: Сфера, 2012.
5.Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2007.
6.Афонькина Ю.А., Омельченко Е.М. Организация деятельности Центра
игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней.Волгоград: Учитель, 2012.
7.Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших
школьников.- СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008
8.Бумажникова Н.В. Песочная страна.
9.Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и
упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного
возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1989.
10.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной
культуры ребенка от рождения до 6 лет.- М.: Просвещение, 1988.
11.Войнова А. Песочное рисование.- Ростов н/Д: Феникс, 2014.
12.Волковская
Т.Н.,
Юсупова
Г.Х.
Психологическая
помощь
дошкольникам с общим недоразвитием речи.- М.: Книголюб, 2008.
38

13.Гаврина С.Е. и др. Большая книга тестов. Для детей 4-5 лет, 5-6 лет. –
М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
14.Гаврина С.Е. и др. Тренируем память (внимание, мышление). Рабочая
тетрадь для детей 4-5 лет. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
15.Гаврина С.Е. и др. Готовим руку к письму( развиваем внимание).
Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
16.Гаврина С.Е. и др. Готовим руку к письму. Для детей 4-5 лет.- Ярославль:
Академия развития, 2005.
17.Гаврина С.Е. и др.Кто спрятался на картинке? (Утро, день, вечер, ночь).
Для детей 3-4 лет.- Ярославль: Академия развития, 2005.
18.Гаврина С.Е. и др. Математика для малышей (Рисуй, играй, смекай).
Для детей от 3 до 5 лет.- Ярославль: Академия развития, 2002.
19.Гаврина С.Е. и др. Упражнения на развитие внимания, памяти,
мышления. Часть 1. Тетрадь с заданиями для развития детей.
20.Гаврина С.Е. и др. Рисуем по клеточкам. Часть 2.Тетрадь с заданиями
для развития детей.
21.
Галанов А. С. Развитие ребенка от 2 до 3 лет: практ. Пособие.- М.:
Айрис-пресс, 2007.
22.
Ганичева
И.
В.
Телесно-ориентированные
подходы
к
психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет).- М.: Книголюб,
2008.
23.
Гоголева В.Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет.СПб.:«ДЕТСТВОПРЕСС», 1998.
24.
Грабенко Т. М. Зачем читать детям сказки: Колобок, Ружьё и
сердце.- СПб.: Речь, 2006.
25.
Грабенко Т. М. Зачем читать детям сказки: Медведь, мужик и лиса,
Противоречка.- СПб.: Речь, 2006.
26.
Грабенко Т.М. Зачем читать детям сказки: О курочке Рябе и
Рождестве Зверей.- СПб.: Речь, 2006.
27.
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке.
Песочная игротерапия.- СПб.: Речь.
3.3. Материально – техническое оснащенность.
Вид помещения. Функциональное
использование

Оснащение

39

Кабинет педагога-психолога
Рабочая зона педагога-психолога (стол, компьютер,
шкаф)
•
Индивидуальное
Библиотека специальной литературы и практических
консультирование родителей и
пособий
педагогов
•
Проведение индивидуальных Материалы консультаций, семинаров, практических
занятий, картотеки.
и подгрупповых видов работ с
Рабочая зона для детей (столы, стулья)
дошкольниками (диагностика,
коррекция)
•
Реализация
организационнопланирующей
функции

3.4. Список литературы
При разработке рабочей программы использовались следующие
литературные источники:
1.
Алябьева Е.А.Занятия
по
психогимнастике с
дошкольниками:
Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008
2.
Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2007.
3.
Ганичева
И.В.
Телесно-ориентированные
подходы
к
психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет).- М.: Книголюб,
2008
4.
Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практ.
работников
ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2008
5.
Иванова Н., Голубева Е. Психологическое самочувствие
воспитателя. /ж.
Дошкольное воспитание, 2004, №8, №11, №12
6.
Кутовая М.С. Сказки от слез.- СПб.: Речь, 2013
7.
Лабиринт души: Терапевтические сказки/ под ред. Хухлаевой О.В.,
Хухлаева О.Е.- М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2003
8.
Микляева Н.В. Работа педагога – психолога в ДОУ: методическое
пособие /Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2007.
9.
Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия
для детей и родителей.- М.: Генезис, 2013
10.
Мясоед П.А. Экспресс – диагностика психического развития
дошкольников. // ж.Вопросы психологии, 1996, №2
11.
Организация
деятельности
психолого
–
педагогического
сопровождения в системе образования в условиях реализации ФГОС/ сост.:
О.А.Драганова, М.И.Калараш, И.В.Климова. – Липецк: ЛИРО, 2014
12.
Павлов И.В. Хочу учиться! Родителям о психологической
подготовке ребенка к школе.- СПб.: Речь, 2008
13.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные
игры.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008
40

14.
Пасечник Л.В. Коррекция тревожности и гиперактивности в
детском возрасте.- М.: ТЦ Сфера, 2007
15.
Практические семинары и тренинги для педагогов. – вып.1.
Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие /авт.-сост. Е.В.Шитова. –
Волгоград: Учитель, 2013
16.
Практические семинары для педагогов. Вып.2.Психологическая
компетентность воспитателей / авт.-сост. С.В.Терпигорьева.- Волгоград:
Учитель, 2011
17.
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и
дошкольного возраста: метод. пособие.- М.: Просвещение, 2004. под ред.
Е.А.Стребелевой
18.
Семаго Н., Семаго М. Психолого-педагогическая оценка готовности
ребенка к началу школьного обучения.- М.:ООО «Чистые пруды», 2005.
19.
Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. –
М,
2003г
20.
Сказки от капризов.- СПб.: Речь, 2013
21.
Умные сказки. Серия «Через игру - к совершенству». – М.: «Лист»,
1997
22.
Царьковой О.В. Первый блин с начинкой из сказки /ж. Вестник
практической психологии №2(27) апрель – июнь 2011, №3(28) июль - сентябрь
2011
23.
«Цветик – семицветик. Программа психолого- педагогических
занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников»/
Н.Ю. Куражева (и др.); под ред Н.Ю.Куражевой. – СПб.: Речь, 2014.
24.
Широкова
Г.А.
Справочник
дошкольного
психолога/
Г.А.Широкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
25.
Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного
возраста.- Ростов н/Д: Феникс, 2005

41

Pow ered by TC PDF (www .tc pdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».