ОП ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КРЕПЫШ

1

Содержание
Введение
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
1. 2. Цели и задачи Программы.
2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание работы дошкольного учреждения по здоровьесбережению
воспитанников
2.2. Обеспечение безопасной жизнедеятельности детей
2.3. Совместная деятельность детского сада и семьи по вопросам сохранения
и укрепления здоровья детей
2.4. Создание условий по организации оздоровительной среды в дошкольном
учреждении.
Список литературы:
Мониторинг
Методические рекомендации по проведению «Уроков здоровья и
безопасности»

2

3
4
4
5
7
7
11
11
14
21
22
23

Введение
Проблемы сохранения здоровья детей, привитие навыков здорового образа жизни,
создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья
физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня.
Современная жизнь ставит перед педагогами много новых задач, среди которых на
сегодняшний день является сохранение здоровья подрастающему поколению.
Исследования отечественных и зарубежных учёных доказали, что период дошкольного
детства – критический период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте формируется
нервная система, физическое и психическое здоровье.
Как же нужно воспитывать ребёнка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел
бережно к нему относиться? Хорошее здоровье ребёнка определяет его
работоспособность, возможность легко усваивать то, чему его учат, быть
доброжелательным в общении со сверстниками, уметь управлять своим поведением.
Таких результатов можно добиться лишь в том случае, если комплекс оздоровительных
мероприятий, вся повседневная работа по охране и укреплению здоровья детей,
реализация принципов оздоравливающей педагогики станут приоритетными в
дошкольных учреждениях. Причём участниками этого процесса должны стать все
взрослые, как в детском саду, так и в семье.

3

1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Программа «Крепыш» разработана творческой группой МАДОУ – детский сад № 416 для
детей дошкольного возраста.
Программа представляет собой систему мер, способных влиять на состояние здоровья
ребенка. Она базируется на основных принципах примерной общеобразовательной
программы развития и воспитания дошкольников «От рождения до школы» (под
редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой и др.), и раскрывает основные средства
физического воспитания, унифицированные организационные и специальные
профилактические, оздоровительные и коррекционные мероприятия, а также пути
реализации здоровьеукрепляющих технологий целенаправленного характера..
Теоретическая значимость и новизна программы заключается в преобразовании
стандартного обучения детей здоровому образу жизни, через формирование осознанного
отношения к своему здоровью, а не просто механическому выполнению заученного
материала. Практическая значимость программы: состоит в разработке определенной
системы по формированию у детей основ здорового образа жизни и применении этой
системы педагогами совместно с родителями в воспитательно - образовательном процессе
дошкольного учреждения и в семейном воспитании.
Концептуальные положения:
•
в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия, физического
совершенствования, работоспособности человека. От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы;
•
ребёнок нуждается в организованной среде с заботливым, компетентным
руководством взрослых. Тёплое, приязненное отношение воспитателей, оптимальный
психологический климат – залог полноценного развития детей;
•
ребёнок неповторим, уникален в своей индивидуальности; он должен быть
свободен, самостоятелен, активен в познании себя и своего мира;
•
дошкольное детство – это период способный обеспечить формирование важных
сторон духовного и нравственного воспитания ребёнка (эмоциональная и социальная
сфера, поведенческие навыки здорового образа жизни);
•
дошкольный период призван пробудить детское творчество, обеспечить
формирование важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного
мышления, художественных способностей.
•
здоровый, жизнерадостный, пытливый, активный ребёнок – результат
взаимопонимания и единства усилий педагогического коллектива и родителей.
Нормативно – правовая база:
•
Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г.;
•
Конвенция ООН «О правах ребёнка»;
•
«Семейный кодекс РФ»;
•
Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43;
•
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» №124 – ФЗ от 24
июля 1998 г. (с изменениями от 28 июля 2000 г.);
•
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13»; Устав
ДОУ.
4

1. 2. Цели и задачи Программы.
Цель Программы: формирование основ здорового образа жизни у воспитанников
средствами инновационных здоровьесберегающих технологий, обеспечение безопасности
их жизнедеятельности.
Задачи Программы:
1.
Внедрять современные здоровьесберегающие технологии в структуру
профилактической оздоровительной и образовательновоспитательной модели ДОУ.
2.
Формировать привычки к здоровому образу жизни.
3.
Повышать физкультурно-оздоровительную грамотность педагогов и родителей.
Объекты Программы:
•
Воспитанники МАДОУ – детский сад № 416;
•
Педагогический коллектив МАДОУ – детский сад № 416;
•
Родители (законные представители) детей, МАДОУ – детский сад № 416.
Основные принципы программы:
1.
Принцип научности — подкрепление всех проводимых мероприятий,
направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически
апробированными методиками.
2.
Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и
родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по
оздоровлению себя и детей.
3.
Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в
системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
4.
Принцип результативности и гарантированости – реализация прав детей на
получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата
независимо от возраста и уровня.
Прогнозируемый результат
Для воспитанников:
− Снижение заболеваемости и укрепление здоровья воспитанников.
− Развитие у детей потребности в здоровом образе жизни.
− Создание атмосферы благоприятного социально-психологического микроклимата
для каждого ребёнка.
− Сформированные навыки здорового образа жизни.
− Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической
подготовленности.
Для родителей (законных представителей):
− Формирование совместных традиций семьи и детского сада по физическому
развитию ребёнка.
− Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и
здоровья.
− Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов ДОУ:
− Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического
воспитания и оздоровления детей, их реализация на практике.
5

− Повышение профессионального уровня педагогов в сфере физического и
психологического здоровья воспитанников, личностный рост, моральное
удовлетворение.
− Улучшение качества работы по разделу «Физическое развитие».
Показатели результативности:
1.Укрепление и сохранение психофизического здоровья.
2.Снижение уровня заболеваемости воспитанников.
3.Динамика уровня физической подготовленности воспитанников.
Срок реализации
Программа рассчитана на 4 года.
Содержание программы разработано для воспитанников от 3-х до 7 лет.
Срок реализации программы: 2022 – 2027 годы.

6

2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание работы дошкольного учреждения по здоровьесбережению
воспитанников
Организация двигательного режима детей
Модель режима двигательной активности
Виды занятий
Утренняя
гимнастика

Физкультурные
занятия

Физкультминутки
Музыкальные
минутки

Корригирующая
гимнастика после
сна

Варианты содержания
Традиционная гимнастика
Корригирующая гимнастика

•
•
•
•
•
•
•

Традиционные занятия
Игровые и сюжетные занятия
Занятия тренировочного типа
Тематические занятия
Контрольно-проверочные
занятия
Занятия на свежем воздухе
Релаксация до и после занятий
Упражнения для кистей рук
Гимнастика для глаз
Дыхательная гимнастика
Упражнения для профилактики
представлений. Плоскостопия.
Разминка в постели –
корригирующие упражнения и
самомассаж
Оздоровительная ходьба по
массажным и ребристым
дорожкам
Подвижные игры средней и
низкой интенсивности
Народные игры
Эстафеты
Игры с элементами спорта
(футбол, бадминтон, городки,
баскетбол, хоккей)
Спортивные игры и упражнения
Совместная трудовая
деятельность детей, педагогов и
родителей

•
•
•
•
•
•
•

•

Подвижные игры и •
физические
упражнения на
•
прогулке
•
•

Недели здоровья

Спортивные
праздники и

•
•

•
•

Особенности организации
Ежедневно утром, на
открытом воздухе или в
зале. Длительность 10-12
мин
Два занятия в неделю в
физкультурном зале.
Длительность 20-35 мин.

Ежедневно проводятся во
время НОД
Длительность 3-5 мин

Ежедневно, в спальне или
группе.
Длительность 7-10 мин.

Ежедневно, на утренней
прогулке.
Длительность 20-25 мин.

2 раза в год (в октябре,
апреле) Самостоятельная
двигательная деятельность

Праздники
раза в год.

Развлечения.
Игровые
7

проводятся

2

физкультурные
досуги

•
•
•

Соревновательные
Сюжетные
Творческие

Длительность не более часа.

Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ
Название технологии
Программнометодическое обеспечение
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Дыхательная гимнастика
А.Н. Стрельникова
Гимнастика для глаз
Пальчиковая гимнастика
О.И.Крупенчук.
Ладушки. Пальчиковые игры
Технологии обучения здоровому образу жизни
Уроки здоровья и безопасности
Н.А.Авдеева,
Н.Л.Князева,
Р.Б.Стеркина «Безопасность: Учебное
пособие по основам безопасности
жизнедеятельности детей старшего
дошкольного возраста»
Гимнастика после сна
В. Кармакова
«Бодрящая гимнастика после сна».
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
П. Л. Симкина, Л. В. Титаровский В.В.
• динамические паузы;
• пальчиковая гимнастика, игры (игры со Цвынтарный Солнцева А.В. (мелкая
моторика) А.Н. Стрельникова, Л.
стихами, скороговорками);
С. Волкова, Бутейко К. П.
• дыхательная гимнастика.

8

Модель физкультурно-оздоровительной деятельности
Физкультурно-оздоровительные
мероприятия:

Особенности организации

1. Утренняя гимнастика

Ежедневно: младший и средний возраст в
зале, старший возраст: 2 раза в неделю – на
открытом воздухе (в зависимости от
погодных условий), 1 раз в зале

2. Физкультминутка

Ежедневно, по мере необходимости (35 мин)

3. Подвижные игры

Ежедневно на прогулке (20-30 мин)

4. Оздоровительный бег

Ежедневно в конце прогулки: средний и
старший возраст.

5. Индивидуальная работа по развитию
движений

Ежедневно во время вечерней прогулки (1215 мин) по результатам мониторинга

6. Гимнастика после сна

Ежедневно в сочетании с воздушными
ваннами (5 мин)

ООД по физической культуре

Ежедневно, пять раз в неделю:
-три занятия проводит инструктор по
физической культуре
-продолжительность в младших группах –
15-20 мин, в старших группах
– 20-25 мин.

Релаксация

Ежедневно в старших группах 5 минут

Уроки здоровья и безопасности

Начиная со средней группы 1 раз в месяц

Самостоятельная деятельность детей

Ежедневно в помещении и на прогулке

Физкультурно-массовые мероприятия

1.День здоровья (Один раз в квартал,
начиная с младшей группы)
Физкультурный досуг (Один раз в
месяц, начиная с младшей группы (2040
мин)
3.
Спортивно-семейный праздник
«Папа, мама, я – спортивная семья» (Один
раз в год с родителями и воспитанниками
старшей группы)
4. Игры-соревнования «Весѐлые старты»
(Один-два раза в год между старшей и
подготовительной к школе группами)
2.

ООД по профилактике плоскостопия
«Босоножки»

1 раз в неделю

9

Вариативность физкультурно-оздоровительных мероприятий
Утренняя гимнастика

•
•
•

Физкультурное занятие

Физминутки

•
•
•
•
•
•
•

Гимнастика после сна

•
•
•
•
•

Прогулка

•
•

10

Традиционная форма
Игровая, сюжетная
Оздоровительный бег, ходьба в
сочетании с ОРУ в форме двух-трех
подвижных игр
Традиционная форма
Игровое, сюжетное
Круговая тренировка
Самостоятельное
Интегрированное –
Итоговое (диагностика)
Игровая, сюжетная под стихотворный
текст
Пальчиковая гимнастика
Психогимнастика
Комплекс профилактической
(корригирующей гимнастики)
Разминка в постели: потягивание,
игровой, сюжетный комплекс
Игра малой подвижности или
хороводная игра.
Тематическая, сюжетная,
оздоровительная
Экскурсия по территории ДОУ

2.2. Обеспечение безопасной жизнедеятельности детей
Вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения являются для дошкольного
учреждения актуальными и требующими особого внимания. Уроки здоровья и
безопасности проводятся в дополнение к обычным физкультурным занятиям, один раз в
месяц, начиная с младшей группы. Основные направления работы по формированию
основ безопасной жизнедеятельности воспитанников
РЕБЁНОК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
РЕБЁНОК ДОМА (пожарная безопасность, безопасность в быту)
Формировать у детей умение правильно обращаться с предметами домашнего быта,
являющимися источниками потенциальной опасности
РЕБЁНОК И ДОРОГА
Формировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге, улице, в
общественном транспорте
РЕБЁНОК И ПРИРОДА
Развивать у дошкольников основы экологической культуры, навыки безопасного
поведения на природе
РЕБЁНОК И ДРУГИЕ ЛЮДИ
Формировать у детей знания о правильном поведении при контактах с незнакомыми
людьми, в том числе подростками

2.3. Совместная деятельность детского сада и семьи по вопросам сохранения и
укрепления здоровья детей
№

Задачи

1.

Анализ состояния
здоровья ребенка на
момент поступления в
ДОУ

2.

Формирование у
родителей системы
знаний в вопросах
укрепления и
сохранения
физического и
психического здоровья

Мероприятия
I этап
изучение медицинских карт; ведение
адаптационных листов;
анкетирование родителей; беседы с
родителями; наблюдение за
ребенком;
II этап
1. Родительские встречи,
индивидуальные и групповые
консультации:
«Адаптация ребенка к детскому
саду»
«Как сохранить здоровье ребенка»;
«Организация закаливания»
11

Период
Адаптационный
период
Сентябрь, октябрь
(ежегодно)

детей

3.

Разработка системы
оздоровительных
мероприятий при
активном участии и
помощи родителей

«Одежда и здоровье ребенка»
1. Анкетирование родителей.
«Физическое развитие и
оздоровление в семье» «Развитие
двигательной активности ребенка в
семье»
3. Буклеты для родителей:
4.Индивидуальные беседы и
консультации с родителями по
запросу
Выбор из предложенных методик
наиболее эффективных и удобных
для применения

12

Сентябрь

13

2.4. Создание условий по организации оздоровительной среды в дошкольном
учреждении.
•
В ДОУ имеется медицинский блок, изолятор, процедурный кабинет,
оборудованный необходимым медицинским оборудованием.
•
Имеется музыкальный и спортивный залы.
•
Оборудована сенсорная комната для психологической разгрузки детей.
•
Имеются игры и оборудование для развития ходьбы и других видов движений
детей
•
Имеется кабинет логопеда.
•
Спортивные центры в каждой группе.
•
На участке созданы условия для физического развития: оборудована спортивная
площадка, на групповых участках имеется разнообразное спортивно-игровое
оборудование.
Кадровое обеспечение физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном
учреждении.
Проводимая физкультурно-оздоровительная работа не имела бы действенного результата
без осуществления взаимосвязи в деятельности всех сотрудников дошкольного
учреждения. В ДОУ продумана система медицинского и педагогического взаимодействия,
составлены рекомендации по распределению оздоровительной работы между всеми
сотрудниками детского сада:
Педагогический совет ДОУ:
•
утверждает выбор новых здоровьесберегающих программ, методик, технологий; •
определяет перспективные направления физкультурно-оздоровительной работы
ДОУ;
организует работу по охране жизни и здоровья детей и сотрудников.
Методическая служба:
•
определяет стратегию перспективы развития, создание программ
физкультурнооздоровительного развития ДОУ;
•
организует, совершенствует содержание, формы и методы воспитательного
процесса;
•
создает условия для эффективности методического обеспечения;
•
разрабатывает методические рекомендации по физкультурно-оздоровительной
работе с детьми;
•
осуществляет комплексное диагностирование уровня физического развития детей;
•
контролирует и организует физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ;
•
анализирует, обобщает и распространяет передовой педагогический опыт
физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Медицинская служба: • проводит профилактику, диагностику, реабилитацию
•

нарушений в физическом развитии детей;
•
•
•
•

внедряет нетрадиционные методы лечения;
дыхательная гимнастика;
осуществляет контроль за лечебно-профилактической работой;
осуществляет организацию рационального питания детей.
14

Режим дня (холодный период) младший возраст с 3 до 4 лет (вторая младшая)
В дошкольном учреждении

Прием детей: индивидуальный контакт с
ребенком и родителями, игры, утренняя
гимнастика
Подготовка к завтраку: приобщение детей к
общепринятым нормам поведения во время еды
Завтрак
Организованная образовательная деятельность
воспитателя с детьми
Самостоятельная деятельность
Второй завтрак
Подготовка к прогулке: приобщение детей к
общепринятым нормам самообслуживания.
Прогулка: приобщение к нормам коммуникации,
игры, наблюдения, практическая деятельность,
экспериментирование, самостоятельная
деятельность
Возвращение с прогулки: приобщение детей к
общепринятым нормам коммуникации и
самообслуживания
Обед: приобщение детей к общепринятым

15

3-4 года
(2-я
младшая)
7.00 – 8.20

8.20-8.309.00
8.30 – 9.00
9.00 – 9.15
9.25 – 9.40

Продолжительность

1 час 20 минут

30 минут ежедневно

9.40 – 10.00
10.00 – 10.10
10.10 – 11.40
1 часа 30 минут

11.40 – 12.10

12.10 – 12.40

Режим дня (холодный период) средняя группа (с 4 до 5 лет)
В дошкольном учреждении
Прием детей: индивидуальный
контакт с ребенком,
родителями; осмотр, игры,
утренняя гимнастика,
дежурство
Завтрак: приобщение детей к
общепринятым нормам во время
еды
Образовательная деятельность с
детьми в форме прямых
образовательных ситуаций
Второй завтрак

4-5 лет (средняя)

Продолжительность

7.00 – 8.30

1 час 30 минут

8.30 – 9.00

30 минут

9.00 – 9.20
9.30 – 9.50

10.00 – 10.10

16

40 минут ежедневно

17

Режим дня (холодный период)
Старшая группа (с 5 до 6 лет)
В дошкольном учреждении

5-6 лет (старшая)

Прием детей: индивидуальный
контакт с детьми и родителями,
утренняя гимнастика, дежурство
Завтрак: приобщение детей к
общепринятым нормам поведения во
время еды
Образовательная деятельность с детьми в
форме прямых образовательных
ситуаций
Второй завтрак

7.00 – 8.30

Продолжительность
1 час 30 минут

8.30 – 9.00

9.00 – 9.25
9.35 – 9.55

45 минут

10.00 – 10.10

Подготовка к прогулке: приобщение
детей к общепринятым нормам
самообслуживания; Прогулка:
приобщение к нормам коммуникации,
игры, наблюдения, практическая
деятельность, экспериментирование,
самостоятельная деятельность
Возвращение с прогулки: приобщение
детей общепринятым нормам
коммуникации самообслуживания,
подготовка к обеду

10.10 – 12.10

Обед: приобщение детей к
общепринятым нормам поведения во
время еды
Подготовка ко сну, дневной сон:
приобщение детей к общепринятым
нормам самообслуживания
Постепенный подъем, приобщение
детей к общепринятым нормам
самообслуживания, воздушны
процедуры, подготовка к полднику
Полдник: приобщение детей к
общепринятым нормам поведения во
время еды

12.30 - 13.00

2 часа

12.10 – 12.30

13.00 – 15.00

2 часа

15.00 – 15.30

30 минут

15.30 – 16.00

18

Партнерская деятельность
воспитателя с детьми: приобщение
детей к общепринятым нормам
коммуникации д/игры,
самостоятельная деятельность детей,
чтение книг, экспериментирование

16.00 – 16.30

Подготовка к прогулке: приобщение
детей к общепринятым нормам
самообслуживания; прогулка:
приобщение к нормам коммуникации
Возвращение с прогулки,
самостоятельная деятельность,

16.30 – 18.10

30 минут

1 час 40 минут
18.10 – 18.30

подготовка к ужину,
Ужин: приобщение детей к
общепринятым нормам поведения
во время еды

18.30 – 19.00

Итоговое время прогулки

3 часа 40 минут

Режим дня (холодный период)

Подготовительная группа (с 6 до 7 лет)
В дошкольном учреждении

6-7 лет (подгот.) Продолжительность

Прием детей: индивидуальный
контакт с детьми и родителями,
утренняя гимнастика, дежурство
утренняя гимнастика, дежурство,
подготовка к завтраку
Завтрак: приобщение детей к
общепринятым нормам поведения
во время еды
Образовательная деятельность с
детьми в форме прямых
образовательных ситуаций

7.00 – 8.30

1 час 30 минут

8.30 – 9.00

30 минут

9.00 – 9.30
9.40 – 10.10
10.20 – 10.50

1 час 30 минут

Второй завтрак

10.50 – 11.00

Подготовка к прогулке: приобщение
детей к общепринятым нормам
самообслуживания; прогулка:
приобщение к нормам коммуникации,
игры, наблюдения, практическая
деятельность, экспериментирование,
самостоятельная деятельность

11.00 – 12.15

19

1 час 15 минут

Обед: приобщение детей к
12.30 – 13.00
общепринятым нормам поведения
во время еды
Подготовка ко сну, дневной сон:
13.00 – 15.00
приобщение детей к
общепринятым нормам
самообслуживания
Постепенный подъем, приобщение
детей к общепринятым нормам
15.00 – 15.30
самообслуживания, воздушны
процедуры, подготовка к полднику
Полдник: приобщение детей к
15.30 – 16.00
общепринятым нормам поведения
во время еды
Партнерская деятельность
16.00 – 16.30
воспитателя с детьми: приобщение
детей к общепринятым нормам
коммуникации д/игры,
самостоятельная деятельность
детей , чтение книг,
экспериментирование
Подготовка к прогулке: приобщение
16.30 – 18.15
детей к общепринятым нормам
самообслуживания; прогулка:
приобщение к нормам коммуникации
Возвращение с прогулки,
18.15 – 18.30
самостоятельная деятельность,
подготовка к ужину,
Ужин: приобщение детей к
18.30 – 19.00
общепринятым нормам поведения
во время еды
Итоговое время прогулки

2 часа

30 минут

1 час 45 минут

3 часа

20

Список литературы:
1. «От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образо-вания. / Под
ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое
(инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336.
2.
Авдеева Н.А., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность: Учебное пособие по
основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста». – СПб
«ДЕТСТВОПРЕСС», 2002
3.
Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. «Здоровый дошкольник». – М:
АРКТИ, 2001.
4.
Белая К.Ю., Зимонина В.Н. «Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице». –
Москва «Просвещение», 2000
5.
Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». – С-Пб, 2000
6.
Глазырина Л.Д. «Физическая культура дошкольникам». – Москва «Владос», 2004
7.
Гончарук Г.Н. «Игровая физкультура». – СПб, 2000.
8.
Ефименко Н.Н. «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и
младшего школьного возраста». – М., 1999.
9.
Картушина М.Ю. «Зелѐный огонѐк здоровья». – С-Пб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000
10. Крюкова С.В., Слободяник Н.П.«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». –
Москва «Генезис», 2007 11. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика
оздоровления». – М: ЛИНКА – ПРЕСС, 2000.
12. Кузнецова В.М. «В поиске ради здоровья». – Мурманск, 1996. 13. Л.М.Щипицина,
О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова «Азбука общения» (СПб:
2003).
Логвина Г.Б., Шебеко В.Н., Шишкина В.А. «Диагностика и коррекция физического
состояния детей дошкольного возраста». – Минск, 1996.
15.
Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг». – С-Пб «Речь», 2005
16.
Т.П.Колодяжная «Управление современным дошкольным образовательным
учреждением: часть 2» (Ростов – н/Д: 2002).
17.
Чистякова М.И. «Психогимнастика». – Москва «Просвещение», 1995
14.

21

Мониторинг
Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей в МАДОУ
– детски сад № 416
•
Регулярное медицинское обследование, проводимое специалистами детской
поликлиники, врачом ДОУ. Результаты исследований исходного состояния здоровья и
уровня развития детей позволяют определить основные направления индивидуального
оздоровительного маршрута ребенка.
•
Работа по физическому воспитанию в ДОУ строится на основе диагностики,
которую проводит инструктор по физической культуре с участием старшего воспитателя.
Результаты заносятся в карту развития ребенка и используются воспитателями при
планировании работы с детьми.
•
Оценка эффективности программы оздоровления проводится на основе
показателей:
•
- общей заболеваемости;
•
- острой заболеваемости;
•
- заболеваемости детей в случаях и днях на одного ребенка;
•
- процента часто болеющих детей;
•
- индекса здоровья;
•
- процента детей, имеющих морфофункциональные отклонения;
•
- процента детей с хроническими заболеваниями;
•
- распределения детей по группам здоровья.
1. Изучение физических, психических и индивидуальных особенностей ребёнка
(диагностические методики)
Диагностическая работа является важным условием успешного физического воспитания
дошкольников. Она проводится с детьми инструктором по физической культуре.
Диагностика используется для оценки исходного уровня развития дошкольников с тем,
чтобы определить для каждого из них «ближайшую зону здоровья», формирования
систем, функций организма и двигательных навыков.
Физическая подготовленность дошкольников в ДОУ оценивается количественными и
качественными результатами выполнения следующих двигательных упражнений:
•
бег по прямой на 30 м (для оценки быстроты)
•
прыжок в длину с места с приземлением на обе ноги одновременно (этот тест
позволяет исследовать скоростно-силовые мышцы ног);
•
прыжки с разбега в длину и высоту (для детей старшей и подготовительной к
школе групп);
•
метание вдаль мешочков с песком весом 150—200 г правой и левой рукой.
Физическая подготовленность изучается в начале и конце года. Данные обследования
заносятся в тетрадь. Результаты обследований сравниваются со стандартными и
качественными показателями для детей данного возраста.

22

Методические рекомендации по проведению «Уроков здоровья и безопасности»
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного
взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и
поисковую деятельность.
•
Содержащийся в занятии познавательный материал должен соответствовать
возрасту ребенка.
•
Познавательный материал необходимо сочетать с практическими заданиями
(оздоровительные минутки – упражнения для глаз, самомассаж тела, упражнения для глаз,
осанки, дыхательные упражнения).
•
Возможен интегрированный подход к проведению Урока здоровья и безопасности
(познавательная деятельность детей может сочетаться с изобразительной, музыкальной
деятельностью, речевым и физическим развитием).
•
Содержание занятия желательно наполнять сказочными и игровыми персонажами,
проблемными ситуациями, связанными с ними.
•
Наглядный материал по теме Урока здоровья и безопасности должен быть ярким,
привлекательным, интересным ребенку.
•
Использование художественного слова внесет в Урок здоровья и безопасности
дополнительный эмоциональный настрой.
•
С уважением относиться к любому ответу ребенка, недопустима отрицательная
реакция.
•
В конце Урока здоровья и безопасности должны четко звучать основные правила,
закрепляющие тему занятия.
•
В конечном итоге Урок здоровья и безопасности должен приносить детям чувство
удовлетворения и радости, желание прийти снова на занятие.
•

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».