1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27 июля 2022 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Уставом дошкольного образовательного учреждения. 1.2. Данное Положение определяет основные цели, задачи и структуру программы дополнительного образования детей в МАДОУ – детском саду № 416 (далее-ДОУ), регламентирует организацию деятельности, порядок принятия и утверждения дополнительной программы, порядок приема на обучение по дополнительным общеразвивающим программам, устанавливает требования к оформлению программы, права и обязанности педагога дополнительного образования, а также контроль, документацию и отчетность. 1.3. Дополнительное образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ, оказания дополнительных образовательных услуг за пределами образовательной программы дошкольного образования в интересах человека, общества, государства. 1.4. Дополнительное образование воспитанников дошкольного образовательного учреждения направлено на развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности. 1.5. Дополнительное образование в ДОУ осуществляется в соответствии со следующими принципами: • свободный выбор воспитанниками дополнительных общеразвивающих программ в соответствии с их интересами, склонностями и способностями; • многообразие дополнительных общеразвивающих программ, удовлетворяющих разнообразные интересы детей; • непрерывность дополнительного образования, преемственность дополнительных общеразвивающих программ, возможность их сочетания, коррекции в процессе освоения; психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей; • творческое сотрудничество педагогических работников и воспитанников дошкольного образовательного учреждения, сохранение физического и психического здоровья детей. 1.6. Дошкольное образовательное учреждение организует реализацию дополнительного образования (далее - кружков и секций) в целях наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей воспитанников и их родителей (законных представителей). 1.7. Занятия в кружках не могут быть организованы взамен или в рамках образовательной деятельности (образовательной программы дошкольного образования) и осуществляются бесплатно. 1.8. Руководство деятельностью кружков возлагается на специалистов и воспитателей, которые определены в приказе заведующего дошкольным образовательным учреждением. 1.9. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» к занятию педагогической деятельностью в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях не допускаются иностранные агенты. 1.10. Данное Положение распространяется на педагогов дошкольного образовательного учреждения, осуществляющих дополнительное образование воспитанников, а также на членов администрации, выполняющих функции контроля качества реализации дополнительных общеразвивающих программ. 1.11. Программа составляется педагогическим работником дошкольного образовательного учреждения. Контроль полноты и качества реализации Программы осуществляется заведующим и заместителем заведующего дошкольным образовательным учреждением. 2. Основные цели и задачи программы дополнительного образования 2.1. Основной целью программы дополнительного образования является – формирование единого образовательного пространства ДОУ для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. 2.2. Дополнительная общеобразовательная программа должна быть направлена на решение следующих задач: • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания детей; • формирование и развитие творческих способностей воспитанников; • удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии и физическом совершенствовании; • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья воспитанников; • адаптацию воспитанников дошкольного образовательного учреждения к жизни в обществе; • выявление, развитие и поддержку талантливых воспитанников, а также детей, проявивших выдающиеся способности; • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов воспитанников, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 2.3. Содержание программы дополнительного образования в ДОУ должно соответствовать: • достижениям развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, российским традициям. • соответствующему уровню общего образования — дошкольное образование; • направленностям дополнительных общеразвивающих программ (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической); • современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности). 2.4. Приоритеты: • организация образовательного пространства, обеспечивающего гармоничное развитие личности воспитанников дошкольного образовательного учреждения; • активизация творчества педагогических работников с помощью стимулирования педагогического поиска; • коррекция и формирование физически и психически здоровой личности; • развитие у ребенка интереса к произведениям национального искусства с целью ознакомления с духовной культурой народов Российской Федерации. 2.5. Ожидаемые результаты: • личность воспитанника ДОУ, адаптированная к взаимодействию с внешней средой, к обучению в общеобразовательной школе, вобравшая в себя совокупность всех формируемых качеств и умений; • личность, интересующаяся достижениями мировой культуры, российскими традициями, культурно-национальными особенностями региона; • личность ребенка, проявляющая любознательность, стремящаяся к познанию и творчеству, ориентированная на интеллектуальное и духовное развитие; • личность ребенка, психически и физически здоровая, эмоционально благополучная. 3. Организация деятельности 3.1. Занятия в кружках и секциях проводятся один раз в неделю во второй половине дня, не допускается проводить занятия кружков и секций за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. 3.2. Дошкольное образовательное учреждение создаёт необходимые условия в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами (СанПиН), требованиями по охране труда педагогических работников и безопасности здоровья детей. 3.3. В начале каждого учебного года во всех группах детского сада проводится подготовительная работа по изучению спроса родителей (законных представителей) на разные виды дополнительного образования, рекламная деятельность, показ открытых мероприятий. 3.4. Запись в кружки и секции проводиться по выбору детей и согласуется с их родителями (законными представителями), допускается посещение не более 2 кружков одним воспитанником дошкольного образовательного учреждения. 3.5. Продолжительность образовательной деятельности в кружках и секциях определяется в соответствии с требованиями к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста. Их проводят: • для детей 3-4 года - не более 15 мин. - 1 занятие в неделю; • для детей 4-5 лет - не более 20 мин. - 2 занятия в неделю; • для детей 5- 6 лет - не более 25 мин. - 2 занятия в неделю; • для детей 6-7 лет - не более 30 мин. - 3 занятия в неделю; 3.6. Направления деятельности кружков и секций определены Уставом дошкольного образовательного учреждения. Определены следующие направления: 3.6.1. Художественно-эстетическое направление Задачи: • развивать у детей эстетическое восприятие; • формировать эстетической культуру и вкус, интерес и любовь к высокохудожественным произведениям искусства. • развивать художественно-эстетические способности детей; • формирование способности произвольно пользоваться полученными представлениями, окружающими особые проявления в художественно-эстетической области, активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность произведений изобразительного искусства; • развитие интереса к образцам национального искусства с целью ознакомления с духовной культурой других народов; • приобщение к народному, классическому и современному искусству, формирование интереса и любви к пению и изобразительному искусству, развитие творческих способностей воспитанников дошкольного образовательного учреждения; • формирование умения использовать полученные знания и навыки в быту, на досуге и в творческой деятельности; • создание социально-культурной пространственной развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию воспитанников; • организация выставок работ, композиций, концертов и выступлений детей и родителей (законных представителей) воспитанников. 3.6.2. Физкультурно-оздоровительное направление Деятельность этого направления строиться на основе интересов детей и родителей (законных представителей) и включает всевозможные направления физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Посещение детьми секций физкультурно-оздоровительного направления способствует укреплению их здоровья, повышению работоспособности, выносливости, гибкости, силы, быстроты, ловкости, повышению нравственных качеств. Основная цель деятельности спортивных секций этого направления - воспитание у детей ДОУ устойчивого интереса и потребности к систематическим занятиям физкультурой, спортом, к здоровому образу жизни. Задачи: • укрепление и сохранение здоровья с помощью систематических занятий в спортивных секциях; • организация здорового досуга детей и родителей; • проведение спортивных соревнований, физкультурных праздников; • динамический контроль основных двигательных и коммуникативных качеств. 3.6.3. Познавательное направление Основная цель деятельности кружков познавательного направления - создание и внедрение системы мер, ориентированных на ценности отечественной и мировой культуры современного общества. Деятельность кружков в рамках познавательного направления предполагает основные задачи: • формирование творческого начала в системе познавательного развития дошкольников; • обеспечение коммуникативной компетенции в межкультурном общении и взаимодействии в процессе освоения родного языка, его культуры; • повышение нравственных качеств, воспитание любви к Родине, к родному краю. 3.7. В рекламную деятельность включается доведение до родителей (законных представителей) достоверной информации о целях и работе детских кружков в детском саду. Информация содержит следующие сведения: • уровень и направленность реализуемых ОП ДО и дополнительных общеразвивающих программ и сроки их освоения; • перечень занятий дополнительного образования; • перечень лиц, непосредственно проводящих занятия по дополнительному образованию, их образование, стаж, квалификация и др. 3.8. По требованию родителей (законных представителей) предоставляются для ознакомления: Устав дошкольного образовательного учреждения; Лицензия на осуществление образовательной деятельности и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения; адрес и телефон Учредителя дошкольного образовательного учреждения. 3.9. Заведующий ДОУ издает приказ об организации дополнительного образования. Дополнительное образование включают в годовой план работы дошкольного образовательного учреждения. Приказом утверждаются: • кадровый состав и его функциональные обязанности; • перечень дополнительных услуг и порядок их предоставления • рабочая программа дополнительного образования, включающая перспективно-тематическое планирование на основе соответствующих программ и методик. 3.10. В рабочем порядке заведующий рассматривает и утверждает: • расписание занятий; • при необходимости, другие документы (должностные инструкции и т. д.) 3.11. Дополнительное образование определяется на учебный год, зависят от запросов детей и их родителей (законных представителей). Приём воспитанников в кружки осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и образовательных программ. 3.12. Дополнительное образование проводят в нерегламентированное время во вторую половину дня (после сна). Место проведения дополнительного образования определяется в соответствии с расписанием в групповых комнатах, музыкально-спортивном зале. 3.13. Комплектование кружков проводится педагогом дошкольного образовательного учреждения в течение 10 дней. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. 3.14. Наполняемость групп в ДОУ для дополнительных занятий определяется в соответствии с видом дополнительного образования. 3.15. Содержание занятий предоставляемого дополнительного образования не должно дублировать образовательную программу дошкольного образовательного учреждения, должно строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. 3.16. Занятия начинаются не позднее 10 сентября и заканчиваются в соответствии с Источник: https ://ohrana-try da.com/node/2205node/ выполнением программ и планов, рассмотренных на заседании педагогического совета ДОУ, реализующих программу дошкольного образования, и утверждённых заведующим дошкольным образовательным учреждением. 3.17. Сетка занятий составляется администрацией ДОУ и предусматривает максимальный объём недельной нагрузки во время занятий с учётом возрастных особенностей воспитанников, пожеланий родителей и установленных санитарно-гигиенических норм. Сетка занятий утверждается заведующим дошкольным образовательным учреждением. 3.18. Каждый воспитанник дошкольного образовательного учреждения имеет право заниматься в нескольких кружках и менять их по желанию. 3.19. Учитывая особенности и содержание работы, педагог дополнительного образования может проводить занятия со всеми детьми по группам или индивидуально. 3.20. При проведении занятий необходимо соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности, санитарно-гигиенические требования, своевременно проводить с воспитанниками инструктаж по охране труда и безопасности жизнедеятельности. 3.21. Педагоги работают в тесном контакте с родителями воспитанников и проводят: • родительские собрания; • социальные опросы; • анкетирование родителей; • открытые занятия. 3.22. Вопросы, касающиеся деятельности по дополнительному образованию детей, выполнения программы дополнительного образования обсуждаются на Педагогическом совете, а также на Родительском комитете дошкольного образовательного учреждения. 4. Порядок приема на обучение по дополнительным образовательным программам 4.1. На дополнительное образование зачисляются воспитанники с 3 до 7 лет. 4.2. Воспитанникам может быть отказано в приеме на дополнительное образование только по причине противопоказаний по состоянию здоровья. 4.3. Прием на дополнительное образование в ДОУ по дополнительным образовательным программам осуществляется без процедур отбора. 4.4. В целях наиболее полного удовлетворения потребностей воспитанников в ДОУ предусмотрен механизм выявления склонностей детей, не противоречащий действующему законодательству Российской Федерации. 4.5. С целью проведения организованного приема на дополнительное образование по дополнительным общеразвивающим программам ДОУ размещает на информационном стенде, на официальном сайте информацию о кружках, секциях, студиях, работающих в текущем учебном году. 4.6. Зачисление по дополнительным общеразвивающим программам оформляется приказом в течение учебного года. 4.7. Для зачисления ребенка в спортивную секцию родители предоставляют: личное заявление на имя заведующего детским садом, в котором указываются: фамилия, имя, отчество воспитанника, дата рождения ребенка, фамилия, имя, отчество родителей (законных представителей); медицинскую справку об отсутствии противопоказаний для посещения кружка, секции или студии. 4.8. Документы, представленные родителями (законными представителями), регистрируются в медицинской карте ребенка. 5. Структура программы дополнительного образования 5.1. Структура программы выглядит следующим образом: • Титульный лист; • Пояснительная записка; • Учебный план; • Содержание изучаемого курса; • Организационно-педагогические условия. 5.2. На титульном листе рекомендуется указывать: • полное наименование дошкольного образовательного учреждения; • где, когда и кем утверждена программа; • название программы; • возраст детей; • срок реализации программы; • ФИО, должность автора (-ов) программы; • название города, населенного пункта, в котором реализуется программа; • год разработки программы. 5.3. В пояснительной записке к программе следует раскрыть: • направленность программы; • новизну, отличительные особенности; • актуальность, педагогическую целесообразность; • цель и задачи программы; 5.4. Цель программы – предполагаемый результат образовательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия педагога и воспитанников. Она может быть глобального масштаба (изменение формирования мировоззрения личности, ее культуры через новую образовательную систему); общепедагогического плана (нравственное воспитание личности, сплочение детского коллектива через создание авторской технологии и др.); дидактического плана (развитие личностных качеств, обучение, организация полноценного досуга, создание новой методики). 5.5. Конкретизация цели проходит в ходе определения задач (образовательных, развивающих, воспитательных) – путей достижения цели. Они должны соответствовать содержанию и методам предлагаемой деятельности. Формулировка задач должна включать ключевое слово, определяющее действие (оказать, освоить, организовать и т. д.). • календарный учебный график; • формы и режим занятий; • планируемые результаты; • формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.). 5.6. Учебный план дополнительной образовательной программы может содержать перечень разделов, тем, количество часов по каждой теме. Если программа рассчитана более чем на год обучения, то учебный план составляется на каждый год, а все остальные разделы программы могут быть общими. Количество занятий в год: • на период с октября по май при нагрузке 2 часа в неделю – 64 часа. 5.7. Содержание программы дополнительного образования, возможно, отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий) и предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов. В программе указывается общее количество часов, отведенных планом на изучение курса, и распределение часов по разделам и темам. 5.8. Организационно-педагогические условия 5.8.1. Методическое обеспечение программы дополнительного образования (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов и т.д.); рекомендаций по проведению практических работ, дидактический и игровой материалы. 5.8.2. В этом разделе намечаются пути решения программных задач. Описываются методические приемы, методы работы с детьми. Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности воспитанника. 5.8.3. Основными формами проведения занятий могут быть: занятия, НОД, игровые образовательные ситуации, беседы, встречи, экскурсии, игры, праздники, викторины, выставки, концерты и др. 5.8.4. Приводится список рекомендуемой и используемой литературы. Указываются: Ф.И.О. автора, заглавие, подзаголовок, составитель, редактор, художник, место издания, издательство, год издания, иллюстрации. 5.9. Приложения. Не обязательный раздел, в который могут быть включены: дидактические материалы, план методической работы педагога, план учебно-воспитательной работы и т. д. 6. Требования к оформлению программы 6.1. Набор текста производится в текстовом редакторе Microsoft Word с одной стороны листа формата А4, тип шрифта: Times New Roman, размер — 12 (14) пт. межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине. 6.2. Страницы программы дополнительного образования нумеруются, титульный лист считается первым, но не подлежит нумерации. 6.3. Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием названия издательства, года выпуска. Допускается оформление списка литературы по основным разделам образовательной области. 7. Порядок принятия и утверждения дополнительной программы 7.1. Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования воспитанников ДОУ обновляется ежегодно, согласовывается на Педагогическом совете ежегодно, утверждается приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 7.2. На титульном листе должны присутствовать гриф о рассмотрении и согласовании программы на Педагогическом совете с указанием номеров протоколов и даты рассмотрения; гриф об утверждении программы заведующим детским садом со ссылкой на приказ по учреждению (номер приказа и дата подписания приказа). 8. Права и обязанности педагога дополнительного образования 8.1. Педагог дополнительного образования в ДОУ обязан: • разрабатывать рабочую программу; • вести табель и учет посещаемости воспитанников; • проводить мониторинг освоения рабочей программы воспитанниками дошкольного образовательного учреждения; • взаимодействовать в работе с воспитателями, специалистами и родителями (законными представителями) ребенка; • осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики выбранного вида деятельности; • предоставлять ежегодные отчеты о результатах освоения рабочей программы по своему направлению, об используемых методах, приемах обучения и воспитания, образовательных технологиях (в форме презентаций, концертов, выставок, открытых мероприятий и др.). • соблюдать права и свободу воспитанников ДОУ, содержащиеся в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции о правах ребенка. • систематически повышать свою профессиональную квалификацию. • обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников, выполнять правила и нормы охраны труда, пожарной безопасности. 8.2. Имеет право: • осуществлять отбор воспитанников для дополнительной деятельности; • в рабочем порядке вносить коррективы в рабочую программу дополнительного образования; • участвовать в деятельности методических объединений и других формах методической работы, представлять опыт своей работы в СМИ. 8.3. Работу по программам дополнительного образования педагоги строят в соответствии со следующими дидактическими принципами: • создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, 2205 Источник: h ttps ://o hrana-try da.com/node/2205node/ раскрепощено; • целостный подход к решению педагогических задач: • обогащение воспитанников ДОУ эмоциональными впечатлениями через игровую деятельность, рисунок, пение, слушание музыки, двигательную и театрализованную деятельность; • претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности; • положительная оценка деятельности детей дошкольного образовательного учреждения. 8.4. Основными направлениями деятельности дополнительного образования являются: • организация образовательной деятельности по программам дополнительно образования в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями воспитанников ДОУ, с их интересами и способностями и с учётом недостатков в развитии речи; • диагностика уровня развития способностей детей и освоения программ дополнительного образования. 9. Контроль 9.1. Контроль осуществления дополнительного образования в ДОУ выполняется заведующим дошкольным образовательным учреждением в соответствии с планом контрольной деятельности. 9.2. Самоанализ проводится руководителем дополнительного образования в конце учебного года, заслушивается на итоговом педагогическом совете, оформляется в виде отчета с использованием графических материалов и фотоматериалов. 9.3. Контроль над деятельностью кружков и секций содержит: • соблюдение законодательной базы; • порядок документального оформления; • анализ и экспертную оценку эффективности результатов деятельности руководителей кружков и секций, разработка предложений по распространению положительного опыта и устранению негативных тенденций; • анализ реализации приказов и распоряжений по дополнительному образованию дошкольников • оказание методической помощи руководителям кружков секций в процессе контроля. 9.4. При оценке педагогической деятельности руководителей кружков учитывается: • выполнение программ, планов; • уровень развития дошкольников; • личностно-ориентированный подход к ребенку; • наличие положительного эмоционального микроклимата; • уровень применения методов, приемов, эффективных форм в работе. • способность к анализу и умение корректировать деятельность. 9.5. Результаты контроля оформляются в виде справки и освещаются на педагогическом совете детского сада, совещаниях при заведующем, заседаниях методического совета. http://ohrana-tryda.com/node/2205 10. Документация и отчетность 10.1. Руководители кружков ведут следующую документацию: • программы, перспективные планы работы (утвержденные экспертным советом); • календарные планы работы, содержащие формы, методы и приемы работы; • списки воспитанников; • расписание образовательной деятельности; • журнал учета посещаемости; • методические материалы (консультации, варианты анкет, пакет диагностических методик, конспекты занятий, досугов, презентаций и др.); • перспективный план досугов, развлечений, организации выставок, смотров, конкурсов, соревнований; • отчеты о работе кружков, секций, творческих достижений воспитанников. 10.2. Руководители кружков представляют: • полный анализ деятельности на методических мероприятиях дошкольного образовательного учреждения (один раз в год); • организуют выставки работ, праздники, представления, соревнования, презентации; • организуют творческие отчеты перед родителями (законными представителями) воспитанников; • используют результаты диагностики воспитанников в индивидуальных маршрутах сопровождения развития ребенка. 11. Заключительные положения 11.1. Настоящее Положение о дополнительном образовании является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете, согласовывается с Родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 11.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 11.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.11.1 настоящего Положения. 11.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.