1 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ на 2024-2029 гг. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. Паспорт Программы развития Муниципального автономного 3 дошкольного образовательного учреждения -детского сада № 416 на 2024-2029 гг. Подраздел 1. Основания для разработки и внесения изменений (правовые акты и 3 иные документы) Подраздел 2. Ответственные за разработку и реализацию Программы развития Подраздел 3. Общие затраты и источники Программы развития 4 финансирования реализации 4 Подраздел 4. Анализ сферы реализации Программы развития и характеристика 5 проблемы РАЗДЕЛ 2. Сущность и окружение программы развития 9 Подраздел 1. Проблемное поле 9 Подраздел 2. Цель Программы развития 10 Подраздел 3. Задачи Программы развития 10 РАЗДЕЛ 3. Технология реализации программы развития 11 Подраздел 1. Возможные способы достижения цели программы развития 11 Подраздел 2. Характеристика выбранного способа 11 Подраздел 3. Оценка влияния Программы развития на развитие МАДОУ 15 Подраздел 4. Формы и механизмы сопровождения Программы развития 15 Подраздел 5. Потенциальные партнеры и подрядчики 15 РАЗДЕЛ 4. Показатели эффективности программы развития 17 РАЗДЕЛ 5. Источники и план финансирования программы развития 20 2 РАЗДЕЛ 1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ДЕТСКОГО САДА № 416 НА 2024-2029 ГГ. Подраздел 1. Основания для разработки и внесения изменений (правовые акты и иные документы) Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; Паспорт национального проекта «Образование», утвержден Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 г. № 16; Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Распоряжение Правительства РФ от 18.10.2023 г. № 2894-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и признании утратившим силу распоряжения Правительства РФ от 02.12.2021 г. № 3427р»; Приказ Минтруда от 18.10.2013 г. № 544н, с изменениями от 5 августа 2016 г. № 422н – профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»; Постановление Правительства Свердловской области от 18.09.2019 г. № 588-ПП «Об утверждении стратегии развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Постановление Правительства Свердловской области от 07.11.2019 г. № 761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года»; Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2019 г. № 920-ПП «Об утверждении Государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года»; Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Постановление Администрации города Екатеринбурга Свердловской области от 28 октября 2022 г. № 3360 «Об утверждении Муниципальной программы «Развитие 3 системы образования и создание условий для организации отдыха и оздоровления детей в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2023 - 2027 годы»; Стратегический план развития Екатеринбурга до 2030 года, утвержденный Решением Екатеринбургской городской Думы от 25.05.2018 г. № 12/81 «О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 10.06.2003 г. № 40/6 «О стратегическом плане развития Екатеринбурга» Стратегический проект «Екатеринбургское образование - стандарт «Пять звезд», утвержденный Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 07.06.2022 г. № 1523. Подраздел 2. Ответственные за разработку и реализацию Программы развития 2.1. Инициатор постановки проблемы: МАДОУ - детский сад № 416. 2.2. Координатор(ы): - Давлятшина Наталья Николаевна, заведующий МАДОУ - детский сад № 416. 2.3. Ответственный за контроль и реализацию Программы развития: - Давлятшина Наталья Николаевна, заведующий МАДОУ - детский сад № 416; - Аввакумова Диана Олеговна, заместитель заведующего МАДОУ - детский сад № 416; - Горшенина Анастасия Владимировна, заведующий хозяйством МАДОУ - детский сад № 416. 2.4. Разработчики программы развития – Творческий коллектив: администрация и педагогические работники МАДОУ № 416 2.5. Организации, участвующие в реализации Программы развития: - ФГАОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Экспериментальная площадка федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» по теме «Комплексное развитие у детей творческой компетентности в современной деятельности со взрослыми». - МАОУ гимназия № 45, МАОУ гимназия № 176, МАОУ СОШ № 157 - реализации совместных программ и проектов с целью обеспечения преемственности дошкольного и начального образования. - ДОО Кировского района - взаимное обогащение опытом, обмен информацией, участие в совместных методических и образовательных событиях. Подраздел 3. Общие затраты и источники финансирования реализации Программы развития Таблица1 Затраты На разработку Программы развития На реализацию Программы развития Итого Сумма, руб. 0.00 2 021 000 2 021 000 Таблица2 Источники финансирования Бюджетные средства, из них: федеральный бюджет Сумма, руб. 1 387 000 0.00 4 региональный бюджет муниципальный бюджет Внебюджетные средства Итого 941 000 446 000 634 000 2 021 000 Подраздел 4. Анализ сферы реализации Программы развития и характеристика проблемы Целью Программы развития, реализованной в 2021-2024 гг., являлось повышение качества образования, характеризующееся современной развивающей, психологически комфортной и адаптивной средой. В ходе её реализации были достигнуты следующие результаты. - С целью развития интеллектуальных способностей ребенка с возможности вовлечения его в научно-техническое творчество реализован проект «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». Который был реализован в рамках Экспериментальной площадки федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «УрГПУ» по теме «Комплексное развитие у детей творческой компетентности в совместной деятельности со взрослыми». (Детская академия изобретательства). Системная работа в данном направлении позволила детско-взрослым командам МАДОУ ежегодно становиться лауреатами Городского проекта «Добрый город», а в 2024 году занять третье место в Областном фестивале детского изобретательства -2024 посвященному году семьи в Российской Федерации. Проект реализован полностью. - С января 2021 года МАДОУ является участником пилотного проекта «Цифровая образовательная среда в МДОО». ООО «Мобильное Электронное Образование», город Москва. На сегодняшний день в реализацию проекта включены 3 группы. В рамках данного проекта решалась задача совершенствования медиакультуры и компетентности педагогов в части использования информационно-коммуникационных технологий в педагогической практике. Участие в данном проекте позволило управленческой команде и педагогам МАДОУ представить накопленный опыт на Областном августовском педагогическом совещании в г. Екатеринбурге (Секция «Дети #вцифре»), в августе 2022 г., а также стать лауреатами и победителями профессиональных конкурсов и фестивалей различного уровня Городской дистанционный конкурс педагогического мастерства «Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОО, в номинации «Методическая разработка», 2024 г.; Городская "Митап-встреча. Презентация опыта работы победителей городского дистанционного конкурса педагогического мастерства "Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ", март 2024 г.; II Всероссийский фестиваль цифровых практик в дошкольном образовании «Мама, папа, педагог и я с МЭО лучшие друзья!», апрель 2024 г. - Разработан и реализован проект по социально-психологическому сопровождению детей с ОВЗ «Мы вместе». Проект был направлен на создание оптимальных условий для развития социально успешной личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуального образовательного маршрута. 100% детей с ОВЗ, посещающих МАДОУ охвачены психолого-педагогическим сопровождением. 5 С целю укрепление психического и физического здоровья воспитанников и формирования у них представлений о здоровом образе жизни проведена корректировка программы оздоровления детей в ДОУ «Крепыш». Программа реализовывалась на протяжении всего периода действия Программы развития. Но проблема недостаточного уровня здоровья детей, поступающих в МАДОУ, остается актуальной. - Для создания системы профессионального роста педагогических работников дошкольной организации была организована деятельность методического клуба для педагогов «Проектория». В результате реализации проекта на 40% увеличилось количество новых интерактивных форм методического сопровождения педагогов: методические интенсивы, тренинг креативности. Более 60% педагогов апробировали и использовали в работе новые образовательные практики и педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста. 70% педагогов представили накопленный опыт в рамках аттестационных процедур, мероприятий различного уровня от районных до Всероссийских. В период с 2021 по 2024 год 80% педагогов повысили квалификацию по вопросам реализации ФГОС ДО и освоения воспитанниками Программы воспитания и ФОП ДО, 27% педагогов повысили квалификационную категорию по итогам аттестации. На 20% увеличилось количество публикаций на сайте МАДОУ. На 10% достигнуто увеличение доли участников, призеров и лауреатов профессиональных и программно-методических конкурсов муниципального, всероссийского уровня. В детском саду реализуется программа наставничества, позволяющая оказывать помощь молодым педагогам в их профессиональном становлении. Педагоги, прошедшие обучение, проводят методические мероприятия для педагогических работников детского сада. Реверсивное наставничество реализуется в сфере использования ИКТ-технологий. На 25% отмечается рост посещаемости информационных ресурсов МАДОУ педагогами и родителями (законными представителями) воспитанников. Среднее количество посещений сайта в месяц составляет 1600-1800, ежемесячно отмечается увеличение доли новых посетителей. В среднем в год сайт посещает белее 21000 пользователей. Страница ВКонтакте имеет 160 подписчиков, страница привлекает до 120 посещений. Результаты опросов родителей и педагогов показывают высокую степень удовлетворённости (более 97%) удобством использования онлайн-ресурсов и качеством предоставляемых материалов. Однако, был выявлен ряд проблем. Часть педагогов отдаёт предпочтение традиционным формам организации работы с детьми, что не позволяет им участвовать в инновационной деятельности, достойно представить опыт работы; в МАДОУ на данный момент мало задействован ресурс наставничества, всего 9% педагогов от общего состава. Проблемой является недостаточный уровень профессионального мастерства педагогов в использовании интегрированного подхода в организации образовательной деятельности (усилении связей компонентов содержания разных разделов программы (межвидовая интеграция) и внутри разделов (внутривидовая интеграция), взаимодействии методов и приёмов воспитания и обучения (методическая интеграция); синтезе различных видов детской деятельности). Так, не все педагоги владеют формами и методами обучения и развития, стимулирующие развитие инициативности и самостоятельности, формирование субъектности ребенка. - Результаты обследования школьной зрелости детей подготовительной к школе группы 2023/2024 уч. года: 100% выпускников успешно осваивают основную образовательную программу. Результаты психологической диагностики показывают высокий уровень школьной зрелости у более 70% детей, 75% детей обладают высоким уровнем 6 мотивационной готовности к школьному обучению, у 90% детей формированы предпосылок к учебной деятельности. Созданы условия для выявления и поддержки талантливых детей, их участия в творческих и интеллектуальных конкурсах различного уровня. С 2021 года количество детей – участников детских очных конкурсов возросло на 15%, доля победителей творческих конкурсов составила – 35% (динамика 15%). Ежегодно дети демонстрируют личные и командные достижения в конкурсном движении. - В рамках организации взаимодействия с родителями решалась задача поддержки семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышения их социальной, коммуникативной, родительской компетентности, оказание психолого-педагогической, консультативной помощи через использования форм совместной деятельности, организацию консультационных часов, разработку электронной картотеки информационно-тематических видеороликов обучающего характера. Всего в период реализации Программы было проведено более 30 совместных мероприятий с семьей. Доля задействованных родителей (законных представителей) составила около 70%. Качеством совместных мероприятий удовлетворены 90% родителей. В 2023 году педагоги МАДОУ продолжали активно использовать в своей деятельности дистанционные формы работы с родителями с целью консультирования и повышения педагогической грамотности родителей (законных представителей). Работа с родителями велась в мессенджерах, сетях и платформах: - TeIegram канал учителя–логопеда «Логосоветы»; - TeIegram канал музыкального руководителя «Ребенок в мире музыки»; - Взаимодействие на образовательной онлайн-платформе «МЭО»; - Взаимодействие со специалистами и воспитателями через группы в WhatsApp; - Взаимодействие через социальную сеть «ВКонтакте». В период с 2021 по 2024 год на 25% повысилась доля проведенных индивидуальных и групповых консультаций педагога - психолога и учителя – логопеда по запросу родителей. Охват родителей (законных представителей) психолого-педагогическим просвещением и консультированием составил не менее 70%. Удовлетворенность родителей (законных представителей) психолого-педагогической и консультационной помощью составила 90%. Доля удовлетворенности родителей качеством образования по результатам НОКО в 2022 году составила по всем критериям в баллах: открытость и доступность – 98,63, готовность рекомендовать МАДОУ – 96, 27, доброжелательность и вежливость 98,63, удовлетворенность условиями оказания услуг – 98,63. В целом, удовлетворенность качеством условий осуществления образовательной деятельности 97,84 баллов, что соответствует оценке «отлично/хорошо». Перечень платных образовательных услуг увеличен с учетом запросов семей и их потребностей до 12 услуг в 2024 году за счет реализации дополнительных образовательных программ. По направленностям: художественная – 3 услуги (34% от общего числа воспитанников); физкультурно-спортивная – 2 услуги (21% от общего числа воспитанников), социально-педагогическая – 3 услуги (29% от общего числа воспитанников), техническая – 4 услуги (16% от общего числа воспитанников). Работа, проведенная в 2023 году, позволила значительно увеличить спрос на платные образовательные услуги в целом. В сравнении с 2022 годом число потребителей ПОУ выросла на 24 %, а в сравнении с 2021 – на 81 %. 7 Анализ организации взаимодействия с родителями выявил проблему снижения ответственного родительства и воспитательного потенциала семьи. - Для привлечения к сетевому сотрудничеству и социальному партнерству в МАДОУ была разработана Программа по развитию социального партнерства. В рамках реализации данного проекта МАДОУ участвовал в реализации проекта «Профинжиниринг: от детского сада в будущую профессию» Городского ресурсного центра «ОРИОН»; приглашал «Свердловскую государственную академическую филармонию» с циклом концертных программ для воспитанников; «Муниципальное объединение библиотек города Екатеринбурга» детская библиотека №20, с совместной реализацией проектов «Город детей», «Время читать». - В последние годы организация преемственности между МАДОУ и ближайшими школами приобрела формальный характер. Выявлена проблема недостаточного сотрудничества со школой, отсутствия системы взаимодействия, присутствие в практике эпизодических и не системных мероприятий. В свете реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО встает необходимость обеспечения преемственности двух уровней образования. - Одним из направлений реализации Программы развития было направлено на преобразование развивающей предметно-пространственной среды и оснащение материально-технической базы МАДОУ. Анализ реализации этого направления выявил следующие проблемы. Развивающая предметно-пространственная среда не в полной мере соответствует принципам индивидуализации, полифункциональности и вариативности. Несоответствие материально-технической базы и развивающей предметно-пространственной среды ДОУ современным реалиям времени. Отсутствие системного формирования материально-технической базы учреждения, соответствующей современным требованиям к образовательной среде и стандартам безопасности. Вывод. Анализ реализации задач программы развития показал, что практически по всем показателям достигнуты запланированные результаты, Программа развития на 2021-2024 год реализована в достаточном объеме, поставленная цель достигнута частично и задачи, выполнены не в полном объеме. Так как количество задач, запланированных в Программе развития, превышают возможности и время на их реализацию. 8 РАЗДЕЛ 2 СУЩНОСТЬ И ОКРУЖЕНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Подраздел 1. Проблемное поле Таблица3 Качество дошкольного образования в МАДОУ ограничены рядом факторов: инфраструктура МАДОУ, не в полной мере обеспечивает оздоровление и разнообразие разносторонней развивающей, деятельности, привлекательной для каждого ребёнка; недостаточное использование потенциала цифровых технологий и электронных ресурсов в управленческой деятельности; в образовательной деятельности используются традиционные методы, формы и технологии развития, обучения и воспитания воспитанников, которые частично направлены на формирование субъектности воспитанников и их эффективную социализацию; недостаточное использование интегративного подхода и Формулировка вариативности форм в организации образовательной проблем деятельности, по развитию познавательных и творческих способностей и активности детей; необходимость оптимизации системы методического сопровождения педагогов и наставничества в соответствии с поставленными приоритетными направлениями; низкая доля социальных партнеров, недостаточность использования содержательных форм сотрудничества с родителями (законными представителями); не полное обеспечение преемственности форм, способов, технологий и содержания обучения и воспитания детей на уровнях дошкольного и начального общего образования, низкая доля содержательных форм сотрудничества со школой в вопросах преемственности. Педагогические работники, воспитанники в возрасте от 2 до 8 лет, Целевые группы родители (законные представители), социальные партнеры Для педагогов: низкий уровень владения современными компетенциями приведет к снижению уровня удовлетворенности качеством своего труда, сокращению возможностей успешной аттестации, снижению имиджа образовательной организации, Последствия развитию синдрома «эмоционального выгорания». не решения проблемы Для воспитанников: отсутствие равных стартовых возможностей для продолжения освоения образовательных программ следующего уровня. Для родителей (законных представителей): снижение уровня удовлетворенности деятельностью МАДОУ, затруднения в вопросах воспитания и развития детей. Для педагогов: высокий уровень квалификации, востребованность сотрудников на рынке образовательных услуг и повышение имиджа МАДОУ. Последствия решения Для воспитанников МАДОУ: равные стартовые возможности для проблемы продолжения освоения образовательных программ следующего уровня, развитие способностей и интересов в процессе обучения. Для родителей: удовлетворенность качеством образовательных услуг, продуктивное сотрудничество со всеми участниками образовательных отношений. 9 Подраздел 2. Цель Программы развития Совершенствование образовательных условий с учетом потребностей, возможностей, интересов и инициатив всех участников образовательных отношений для повышения качества и результативности образования. Подраздел 3. Задачи Программы развития 1. Совершенствовать систему непрерывного профессионального роста и наставничества «Ступени мастерства» как инструмента управления повышением качества педагогической деятельности. 2. Использовать в образовательной деятельности современные формы организации, методы и технологии, направленные на выявление и поддержку детской инициативы, развитие познавательных и творческих способностей воспитанников. 3. Объединить усилия и выработать механизмы, формы взаимодействия детского сада, семьи и школы для обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках проекта «Здравствуй, школа». 4. Формировать инфраструктуру учреждения, соответствующую современным требованиям к образовательной среде МАДОУ и стандартам безопасности, в том числе единую автоматизированную административную систему управления МАДОУ. Целевые группы Программы развития Целевые группы, на которые ориентирована Программа развития: педагогические работники МАДОУ, воспитанники в возрасте от 2 до 7 лет, родители (законные представители). Целевые группы, непосредственно вовлеченные в реализацию Программы развития: педагогические работники дошкольных образовательных организаций города Екатеринбурга, участники сетевых площадок и городских проектов, социальные партнеры. 10 РАЗДЕЛ 3 ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Подраздел 1. Возможные способы достижения цели программы развития Таблица4 Слабые стороны Способ Сильные стороны Совершенствование и эффективная реализация собственных ресурсов МАДОУ (кадровых, материальнотехнических, информационнообразовательных и др.) для достижения цели Программы развития Достаточный базовый уровень условий для решения задач повышения качества образования Ограниченность ресурсов МАДОУ, необходимость постоянного обогащения и пополнения ресурсов для обеспечения качества образования Организация сетевого взаимодействия и социального партнерства для достижения цели Программы развития Высокая мотивация и позитивный опыт реализации партнерства со всеми участниками образовательных отношений Отсутствие единства целей и задач сотрудничества, разная степень ответственности партнеров за качество образования Подраздел 2. Характеристика выбранного способа Приоритетным способом достижения цели Программы развития является совершенствование и эффективная реализация собственных ресурсов МАДОУ (кадровых, материально-технических, методических, информационно-образовательных и др.) в условиях сетевого взаимодействия и социального партнерства. Первая задача Программы развития - совершенствовать систему непрерывного профессионального роста и наставничества «Ступени мастерства» как инструмента управления повышением качества педагогической деятельности затрагивает все направления Программы развития и реализуется через методический проект «Ступени мастерства», предполагающему разработку и внедрение комплексной программы методического, психолого-педагогического сопровождения и наставничества педагогических работников. Проект призван стимулировать мотивацию педагогических работников к саморазвитию в профессионально-педагогической деятельности, к инновационной деятельности в рамках направлений Программы развития. 1. Развитие профессиональных и личностных компетенций педагогов будет осуществляться за счет включения в структуру методической службы МАДОУ фокус-групп педагогов по разработке и реализации ведущих проектов Программы Развития: по внедрению интегрированного подхода в организации образовательной деятельности, по обновлению содержания образовательной программы в части формируемой участниками образовательных отношений, по разработке содержания сотрудничества со школой в 11 вопросах преемственности, внедрению цифровых и электронных средств обучения в образовательный процесс. 2. Проект призван совершенствовать систему наставничества через проведение ежегодных тематических наставнических сессий «Я, мы, вместе!», включая реверсивное, групповое и ситуационное наставничество. 3. В рамках проведения циклов методических встреч по темам «Формирования и развития субъектной позиции педагогов» будут реализованы интерактивные приемы обучения педагогов: ворк - шоп, интерактивный стол, технология позитивных изменений, тренинг креативности и ассоциаций, проектный спринт. 4. Большая роль в проекте будет отводиться психологической поддержке педагогов, профилактике эмоционального выгорания и стагнации профессиональной деятельности. Развитие у педагогических работников навыков партнерского общения, навыков позитивного самовосприятия и эффективной саморегуляции, креативного мышления и деятельностной мотивации будет осуществляться через организацию педагогом-психологом и заместителем заведующих социально-психологических тренингов и командообразующих практик: «Общение без барьеров», «Тимбилдинг для всех», «Тайм-менеджмент», «Телесноориентированная терапия», «Конфликты – это норма», «Моя креативность» и др. Для повышения корпоративной культуры будет решаться задача брендирования МАДОУ. 5. С целью увеличения доли педагогов, представляющих педагогический опыт на научно - практических конференциях, в научно-методических публикациях, открытых городских методических мероприятиях запланировано сопровождение педагогов по подготовке статей, методических разработок, текстов выступлений, визиток, мастер-классов. Данная работа позволит увеличить и долю участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства, программно-методических конкурсах различного уровня. Вторая задача - использовать в образовательной деятельности современные формы организации, методы и технологии, направленные на выявление и поддержку детской инициативы, развитие познавательных и творческих способностей воспитанников. Основные направления деятельности педагогического коллектива по реализации задачи: 1. Создание психолого-педагогических условий для развития субъектной позиции воспитанников, через трансформацию РППС групп: использования принципа «говорящей среды» учитывающий «голос ребенка» в группе, оформление «говорящих стен», визуализации правил в группе, зонированиие по центрам детской активности, «игровое фантазирование» использование принципа автодидактичности среды. 2. Апробация различных форм гибкого планирования образовательного процесса во всех возрастных группах через организацию постояннодействующего семинара. 3. Организация и проведение мероприятий для воспитанников в ходе реализации проекта по развитию детского самоуправления: День самоуправления для детей старшего дошкольного возраста, «Детский совет». 4. Расширение спектра дополнительных услуг, что позволит разносторонне развивать воспитанников. 5. Совершенствование дополнительных образовательных программ с учетом индивидуальных возможностей, способностей и интересов воспитанников. 6. Проведение мероприятий для воспитанников с привлечением социальных партнеров, направленных на развитие познавательных и творческих способностей. 12 Третья задача по объединению усилий и выработке механизмов, форм взаимодействия детского сада, семьи и школы для обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования будет решаться через проект «Здравствуй, школа» в ходе социального партнерства с МАОУ СОШ № 157, МАОУ гимназии № 45, МАОУ гимназии № 176. Стандарт рассматривает преемственность дошкольного и начального общего образования как связь, согласованность и перспективность целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения на каждом уровне образования и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Данная задача будет решаться в нескольких направлениях: 1. Организация профессионального взаимодействия педагогов и учителей через реализацию методического проекта «Партнерство - залог успеха», предполагающего проведение совместных вариативных фасилитационных практик по изучению и анализу стандартов на предмет целей, задач, принципов, результатов образования; осознанию основных проблем, возникающих при переходе из детского сада в школу, пониманию путей их решения; использованию педагогами методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих формирование предпосылок к учебной деятельности. Проект предполагает взаимопосещение занятий в подготовительной к школе группе и уроков в начальной школе с последующей педагогической рефлексией; совместный итоговый педагогический совет МАДОУ и школы; дессиминацию опыта работы педагогов по проблемам преемственности через различные формы (семинары, мастер - классы, круглые столы, тренинги); взаимодействие педагогов – психологов и учителей – логопедов МАДОУ и школы; совместное выстраивание индивидуальной траектории обучения детей с ОВЗ и детей группы риска; предварительное знакомство учителей с будущими учениками, курирование воспитателями воспитанников при получении начального общего образования. 2. Сотрудничество с родителями (законными представителями) предполагает психологопедагогическое просвещение по вопросам готовности детей к школьному обучению, оказание психологической помощи родителям в осознании собственных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу. В МАДОУ есть определенный опыт сотрудничества с семьей в вопросах подготовки детей к школе. Так традиционно в сентябре проводится родительская гостиная «Скоро в школу», в марте организуется «Встреча с учителем», в апреле педагог-психолог проводит консультации по итогам психологической диагностики школьной зрелости, в течение года проходят открытые показы образовательной деятельности в рамках «Дня открытых дверей». Опыт показывает, что необходимо увеличение доли участия школы в мероприятиях по психолого-педагогическому просвещению для родителей. Для решения данной задачи запланирована работа родительского клуба «ПервоКлассные родители», который предполагает проведение Дня открытых дверей в школе для родителей, мирового кафе «Будущий первоклассник», лаборатории разрешенных проблем «Трудности школьной адаптации», консультаций специалистов школы и МАДОУ, родительской гостиной по обмену родительским опытом с участием родителей старших дошкольников и школьников. 3. Для формирования позитивного образа школы, мотивационной готовности к школьному обучению с воспитанниками запланированы вариативные образовательные практики и события. - Проведение адаптационных занятий педагогом-психологом «Путешествие будущих первоклассников» с детьми подготовительной группы с сентября по май. 13 - Проведение психологической коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в развитии психических познавательных процессов по результатам педагогического мониторинга освоения образовательной программы. - Организация совместных мероприятий с детьми и родителями: викторины «Скоро в школу», фотовыставки «Мои родители – школьники», мини-музея «История школьных принадлежностей», встречи с родителями «Школьные истории». - Организация экскурсий в школу с проведением игровых уроков в классе. - Участие дошкольников и школьников в совместной образовательной, досуговой, спортивной, творческой, проектной деятельности «День юного исследователя», «День самоуправления в детском саду». - Встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада, братьями и сестрами школьного возраста. - Акция «Письмо будущему первокласснику». Решение задач преемственности позволит обеспечить непрерывность, целостность, последовательность и системность образования на уровне дошкольного и начального общего образования, обеспечит равные стартовые возможности при переходе в начальную школу, снизит риски адаптационного периода первоклассников. Четвертая задача - формирование инфраструктуры учреждения, соответствующей современным требованиям к образовательной среде МАДОУ и стандартам безопасности, в том числе единую автоматизированную административную систему управления МАДОУ будет реализована: 1. через проект «Субъектная инфраструктура детского сада» и предполагает реализацию современных подходов к организации пространства, способствующему формированию субъектности всех участников образовательных отношений. Для качественной реализации поставленной задачи будет разработан План обновления инфраструктуры, с учетом ежегодного пополнения материально-технической базы и прогулочных участков МАДОУ. 2. создание эффективной модели управления МАДОУ в рамках проекта «Единая автоматизированная управленческая система», направленного на использование единой автоматизированной системы управления, электронных, цифровых, онлайн средств. Работа в единой автоматизированной системе позволит использовать облачные системы в работе с документами, разрабатывать сетевые онлайн-проекты. 3. Реализация сетевых онлайн-проектов сетевого взаимодействия МАДОУ с дошкольными учреждениями района в соответствии с Планом мероприятий сетевого взаимодействия, по использование социальных сетей и интерактивных форм работы педагогами и управленцами дошкольных организаций района. Реализация Плана сетевого взаимодействия поможет улучшить коммуникацию и сотрудничество детского сада с другими образовательными организациями. Все указанные направления работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, направлены на повышение доступности и качества образования в ДОУ. Проекты Программы развития будут реализованы одновременно с сентября 2024 года по май 2029 года. С июня по август 2029 – происходит оценка результативности реализации Программы развития, подведение итогов, стратегическое планирование на следующий плановый период. 14 Управление реализацией Программы развития. Внешний контроль за реализацией Программы развития осуществляют родители (законные представители), МСОКО, Управление образования Кировского района, Департамент образования Администрации города Екатеринбурга. Внутренний контроль за реализацией Программы развития осуществляют органы управления МАДОУ на основе организации текущего и итогового контроля, отчета о результатах самообследования. Мониторинг реализации Программы развития: ежегодный доклад заведующего на Педагогическом совете (1 раз в год). Подраздел 3. Оценка влияния Программы развития на развитие МАДОУ Реализация мероприятий Программы развития связана со стратегическим проектом «Екатеринбургское образование – стандарт «Пять звезд». Реализация Программы развития обеспечит реализацию основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО и Федеральной программой ДО, обновление материально-технической базы, совершенствование компетентности педагогических работников, повышение удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством образования, что позитивно скажется на имидже детского сада. Подраздел 4. Формы и механизмы сопровождения Программы развития Таблица5 Формы и механизмы Краткая характеристика форм сопровождения и механизмов сопровождения Программы Программы Представление в Освещение информации о деятельности на официальном сайте Интернете (https://416.tvoysadik.ru/), на официальной странице ВКонтакте (https://vk.com/mdoy_416 ), портале Учредителя (екатеринбург.рф), сайтах и соцсетях социальных партнеров Массовые публичные Выставки, форумы, конференции, конкурсы профессионального мероприятия мастерства Выпуск печатной Буклеты, памятки, анонсы и программы образовательных событий продукции Подраздел 5. Потенциальные партнеры и подрядчики Наименование организации ФГАОУ ВО «УрГПУ» Таблица6 Способ привлечения к реализации программы развития (краткое описание) Экспериментальная площадка федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» по теме «Комплексное развитие у детей творческой компетентности в современной деятельности со взрослыми» 15 МАОУ СОШ № 157, МАОУ Организация совместных образовательных и гимназии №№ 45, 176 методических мероприятий с целью обеспечения преемственности дошкольного и начального образования. ДОО г. Екатеринбурга Взаимный обмен опытом и информацией, участие в совместных методических и образовательных событиях с педагогами и детьми. МАУ ДО ГДТДиМ Сотрудничество в рамках реализации городского «Одаренность и технологии» проекта «Добрый город» и участие воспитанников в конкурсной деятельности в рамках Фестиваля творчества детей и молодежи «ТалантФест». МБУ ИМЦ Повышение квалификации и совершенствование «Екатеринбургский Дом мастерства через курсы повышения квалификации, Учителя» единые методические дни, выездные сессии, семинары, «Лабораторию активных дошкольников», «Лигу победителей». 16 РАЗДЕЛ 4 ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Таблица7 Плановое значение показателя по Целево годам реализации проекта й ориент ир 2024202520262027- 20282025 2026 2027 2028 2029 18 21 24 27 боле 27 25 30 35 40 40 и выше Наименование контрольного показателя Едини ца измере ния Теку щее значе ние Совершенствовать систему непрерывного профессионального роста и наставничества «Ступени мастерства» как инструмента управления повышением качества педагогической деятельности Доля педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию Доля педагогов победителей и призёров конкурсов профессионального мастерства (муниципальный, региональный и всероссийский уровни) Доля педагогов, ведущих работу в качестве эксперта или консультанта, наставника по вопросам развития системы образования, аттестации ПиРР Доля педагогов, реализующих современные педагогические технологии в образовательной деятельности Увеличение доли педагогов, транслирующих педагогический опыт по развитию субъектности воспитанников, эффективной социализации детей Положительная динамика образовательных результатов и личностных достижений детей в социальном развитии в рамках освоения образовательной программы Доля детей, охваченных конкурсным движением % 18 % 20 % 10 10 15 20 25 30 % 70 75 80 85 90 90 % 10 15 20 25 30 35 % 15 17 21 23 25 25 % 35 40 45 55 60 60 Использовать в образовательной деятельности современные формы организации, методы и технологии, направленные на выявление и поддержку 17 Задача Программы Развития 17 детской инициативы, развитие познавательных и творческих способностей воспитанников. % 10 15 20 25 30 30 % 80 82 85 87 90 Увеличение доли родителей (законных представителей), удовлетворенных качеством образования и компетентностью педагогов Увеличение доли совместных методических мероприятий МАДОУ и школы по вопросам преемственности Охват родителей психолого-педагогическим просвещением по вопросам готовности и адаптации к школьному обучению Доля детей подготовительных групп, у которых по итогам обследования школьной зрелости сформированы предпосылки к учебной деятельности Доля педагогов, использующих методы, средства, формы организации воспитания и обучения детей, обеспечивающих непрерывность образования и преемственность ДО и НОО Доля родителей (законных представителе) удовлетворенных качеством подготовки детей к школьному обучению, процент Удовлетворенность педагогов и учителей сотрудничеством по вопросам преемственности Доля детей, успешно прошедших адаптационный период к школьному обучению по результатам диагностики % 87 89 91 93 95 90 и выше 95 и выше % 10 15 20 25 30 30 % 55 65 75 85 90 95 % 80 85 88 90 95 95 % 50 60 70 80 90 100 % 78 80 85 90 95 95 % 50 65 75 85 90 90 % 70 72 75 80 85 более 80 18 Объединить усилия по выработке механизмов, форм взаимодействия детского сада, семьи и школы для обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования Доля мероприятий для воспитанников с привлечением социальных партнеров, направленных на развитие познавательных и творческих способностей Доля детей, которым предоставляются платные услуги 18 Формировать инфраструктуру учреждения, соответствующую современным требованиям к образовательной среде МАДОУ и стандартам безопасности, в том числе единую автоматизированную административную систему управления МАДОУ Увеличение инфраструктурных единиц, позволяющих решать задачу инновационного развития детского сада % 20 25 35 40 Доля управленцев и педагогов от общей численности, повысивших свою квалификацию по вопросам применения ИКТ и электронных средств обучения в образовательной деятельности с дошкольниками Увеличение доли созданных электронных документов для, размещенных в единой автоматизированной системе % 40 50 60 70 % 10 15 20 25 30 30 чел 1600 1700 1800 1900 2000 2000 Имиджевая составляющая МАДОУ Повышение места детского сада в интегральном балл рейтинге образовательных организаций по результатам НОКО независимой оценки качества образовательной деятельности 99,78 - 99,79 - Среднее количество посещений ресурсов ДОУ, в месяц информационных 45 45 80 19 не менее 99,8 19 РАЗДЕЛ 5 ИСТОЧНИКИ И ПЛАН ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Таблица8 Наименование мероприятия Источники финансирования Затраты на реализацию задач и мероприятий, Итоговые затраты руб. на реализацию задач и 20242025202620272028мероприятий, 2025 2026 2027 2028 2029 руб. Задача 1. Совершенствовать систему непрерывного профессионального роста и наставничества «Ступени мастерства» как инструмента управления повышением качества педагогической деятельности. 1. Организация деятельности фокус-групп Бюджетные средства 0 0 0 0 0 0 педагогов по разработке и реализации ведущих Внебюджетные средства 0 0 0 0 0 0 проектов Программы Развития 15000 25000 25000 30000 30000 125000 0 0 0 0 0 0 3. Участие педагогов в выездных стажировках, Бюджетные средства форумах, конференциях в качестве спикеров и Внебюджетные средства участников 0 0 0 0 0 0 - 10000 10000 10000 10000 40000 4. Проведение ежегодных тематических наставнических сессий «Я, мы, вместе!», включая реверсивное, групповое и ситуационное наставничество 5. Организация циклов методических встреч по темам «Формирования и развития субъектной позиции педагогов» Бюджетные средства 0 0 0 0 0 0 Внебюджетные средства 0 0 0 0 0 0 Бюджетные средства 0 0 0 0 0 0 Внебюджетные средства 0 0 0 0 0 0 20 2. Обучение педагогов на курсах повышения Бюджетные средства квалификации, в соответствии с тематикой ведущими проектов Программы развития Внебюджетные средства МАДОУ 20 21 6. Организация социально-психологических Бюджетные средства 0 0 0 0 0 0 тренингов и командообразующих практик: 0 0 0 0 0 0 «Общение без барьеров», «Тимбилдинг для Внебюджетные средства всех», «Тайм-менеджмент», «Телесноориентированная терапия», «Конфликты – это норма», «Моя креативность». 7. Сопровождение педагогов по подготовке Бюджетные средства 0 0 0 0 0 0 статей, методических разработок, текстов 0 0 0 0 0 0 выступлений, визиток, мастер-классов, в рамках Внебюджетные средства организации деятельности ежеквартального «Методического часа». Задача 2. Использовать в образовательной деятельности современные формы организации, методы и технологии, направленные на выявление и поддержку детской инициативы, развитие познавательных и творческих способностей воспитанников. 1.Организация и проведение мероприятий для Субсидии на выполнение 0 0 0 0 0 0 воспитанников в ходе реализации проекта по муниципального задания детскому самоуправления (учебные средства) 2. Участие дошкольников различного уровня в конкурсах Внебюджетные средства 3. Совершенствование развивающей предметнопространственной среды с использованием современных подходов, в том числе технологии «говорящей среды» 5. Расширение спектра дополнительных услуг на основе запросов родителей (законных представителей) 6. Совершенствование дополнительных образовательных программ с учетом индивидуальных возможностей, способностей и интересов воспитанников 4000 4000 5000 6000 8000 27000 Субсидии на выполнение 20000 муниципального задания (учебные средства) 20000 30000 50000 50000 170000 Субсидии на выполнение 0 муниципального задания (учебные средства) Субсидии на выполнение 0 муниципального задания (учебные средства) 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 21 7. Проведение мероприятий для воспитанников Субсидии на выполнение 0 0 0 0 0 с привлечением социальных партнеров муниципального задания (учебные средства) Внебюджетные средства 5000 6000 8000 10000 10000 Задача 3. Объединить усилия и выработать механизмы, формы взаимодействия детского сада, семьи и школы для обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках проекта «Здравствуй, школа». 1. Реализация методического проекта Бюджетные средства 0 0 0 0 0 «Партнерство - залог успеха» для педагогов ДОО и НОО Внебюджетные средства 0 0 0 0 0 0 2. Организация деятельности родительского клуба «ПервоКлассные родители» по психологопедагогическому просвещению родителей (законных представителей) в вопросах готовности детей к школьному обучению. 3. Проведение адаптационных занятий педагогом-психологом «Путешествие будущих первоклассников» с детьми подготовительной группы ежегодно, с сентября по май 4. Организация ежегодных совместных мероприятий с детьми и родителями: - викторины «Скоро в школу», - фотовыставки «Мои родители – школьники», мини-музея «История школьных принадлежностей», - встречи с родителями «Школьные истории» 5. Проведение совместных мероприятий в рамках Договора о взаимодействии между МАДОУ и МОУ СОШ 39000 0 0 0 0 0 0 0 0 Внебюджетные средства 0 0 0 0 0 0 Бюджетные средства 0 0 0 0 0 0 Внебюджетные средства 0 0 0 0 0 0 Бюджетные средства 0 0 0 0 0 0 Внебюджетные средства 0 0 0 0 0 0 Бюджетные средства 0 0 0 0 0 0 Внебюджетные средства 5000 5000 8000 10000 10000 38000 22 Бюджетные средства 22 6. Приобретение развивающего оборудования Субсидии на выполнение 15000 15000 25000 45000 56000 156000 для подготовительных групп муниципального задания (учебные средства) Задача 4. Формировать инфраструктуру учреждения, соответствующую современным требованиям к образовательной среде МАДОУ и стандартам безопасности, в том числе единую автоматизированную административную систему управления МАДОУ. 1. Реализация проекта «Субъектная Бюджетные средства 0 0 0 0 0 0 инфраструктура детского сада» Внебюджетные средства 0 0 0 0 0 0 20000 20000 20000 20000 100000 3.Приобретение компьютерного, мультимедийного, интерактивного оборудования Субсидии на выполнение муниципального задания (учебные средства) 70000 70000 70000 70000 280000 Внебюджетные средства Внебюджетные средства - 20000 20000 60000 20000 120000 30000 190000 30000 390000 100000 30000 40000 60000 80000 80000 290000 6. Приобретение и установка малых Субсидии на выполнение 35000 архитектурных форм на групповых игровых муниципального задания площадках (учебные средства) 35000 45000 60000 60000 235000 7. Обучение педагогов интерактивной доске 11000 - - - 31000 4. Приобретение программного обеспечения 5. Приобретение мебели, игрового и Бюджетные средства развивающего полифункционального оборудования для трансформации среды групп по работе на Бюджетные средства 23 2. Приобретение методической литературы и Субсидии на выполнение 20000 оснащение ведущих проектов Программы муниципального задания развития (учебные средства) 20000 23 8. Реализация сетевых онлайн-проектов сетевого Бюджетные средства взаимодействия МАДОУ с дошкольными учреждениями района в соответствии с Планом Внебюджетные средства мероприятий сетевого взаимодействия. Итого на реализацию Программы развития 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2 021 000.00 24 24 25