Учебный план
1.Пояснительная записка
1.1 Нормативные основания составления учебного плана
Учебный план Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждение - детский сад № 416 (далее - МАДОУ) на 2025– 2026 учебный год
разработан в соответствии со следующими документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа
2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах образовательным программам дошкольного образования»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными
постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28, СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности
для
человека
факторов
среды
обитания», утвержденными
постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования» (далее - ФГОС);
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки
России) Департамента общего образования 28 февраля 2014г. № 08-249 «Комментарии
к ФГОС дошкольного образования»;
- образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), с изменением,
внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября.2022
г. № 955
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028)
Концептуальные основания (принципы) формирования учебного плана:
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
принцип развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;
принцип научной обоснованности и практической применимости;
принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
принцип интеграции образовательных областей, видов образовательной
деятельности, форм работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
решение программных образовательных задач в совместной деятельности
взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках
непосредственно образовательной деятельности, но и при организации режимных
моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; построение
образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников,
используя разные формы работы с детьми.
Содержание учебного плана включает в себя следующие сведения:
﹣ длительность непосредственно образовательной деятельности;
﹣ максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня;
﹣ особенности организации непосредственно образовательной деятельности;
﹣ информацию о реализуемых примерных программах;
﹣ план непосредственно-образовательной деятельности в группах раннего возраста;
﹣ план непосредственно-образовательной деятельности в дошкольных группах.
Программно-целевые основания (УМК ОП ДО):
Учебный план разработан с учетом образовательной программы дошкольного
образования (далее – Программа) разработанной в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее –
Стандарт), и Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее –
ФОП ДО), ипарциальных программ :
Парциальной программа Е.В Колесникова им, «Математические ступеньки».
Программа развития математических представлений у дошкольников, ООО «ТЦ
Сфера»,2015 г.
Авторская программа STEM-образование, «Экспериментирование с живой и
неживой природой», разработана коллективом МАДОУ-детский сад №416.
Программа составленная на основе парциальной программы музыкального
воспитания «Ладушки», И.М. Каплунова, И.А.Новоскольцева( 2-7 лет)
Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в
изобразительной деятельности И.А. Лыкова , «Цветные ладошки». «Цветной мир»,
Москва 2019 г.
Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный
возраст/Н.В. Дягилева, О.В. Закревская, О.В. Толстикова, О.А. Трафимова;
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области,
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования Свердловской области «Институт развития
образования», Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО» ИРО,2019 год.
Конкретное содержание указанных во ФГОС ДО образовательных областей зависит
от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами
Программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре,
познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития
ребенка):
в раннем возрасте:
. предметная деятельность;
. коммуникативная деятельность (общение с взрослым и совместные игры со
сверстниками под руководством взрослого);
. самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок,
лопатка и пр.);
. восприятие смысла музыки, сказок, стихов;
. рассматривание картинок;
. двигательная активность.
для детей дошкольного возраста:
. игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие
виды игры;
. коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и
сверстниками);
. познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего
мира и экспериментирования с ними);
. восприятие художественной литературы и фольклора;
. самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
. конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,
природный и иной материал;
. изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация);
. музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных
произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских
музыкальных инструментах)
. двигательная деятельность (овладение основными движениями).
Непосредственно образовательная деятельность организуется в каждой возрастной группе,
в соответствии с вышеуказанными видами детской деятельности.
Основная форма организации образовательной деятельности – совместная
деятельность, которая предполагает партнерское взаимодействие воспитателя с детьми
в условиях организации различных видов детской деятельности.
Учебный план МАДОУ соответствует Уставу, реализуемому учебно-методическому
комплекту (далее – УМК), отражает образовательные области, виды образовательной
деятельности и виды деятельности детей, предусмотренные ФГОС ДО и ФОП ДО,
гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг в соответствии с
утвержденным муниципальным заданием.
Учебный план МАДОУ на 2025 – 2026 учебный год является локальным нормативным
актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени,
отводимого на проведение непрерывной непосредственно образовательной деятельности
(далее - НОД), при этом данное распределение не является жестко регламентированным и
предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей.
Учебный год (образовательный период) начинается со 1 сентября и заканчивается 31
мая. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое
пребывание воспитанников.
В учебном плане устанавливается соотношение между обязательной частью и частью,
формируемой участниками образовательных отношений. В структуре учебного плана
выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных
отношений. Выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы
дошкольного образования (далее – ОП ДО) в группе детей раннего возраста составляет не
менее 80 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной
образовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая участниками
образовательных отношений не превышает 20%.Выполнение обязательной части основной
общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО) в группах
для детей дошкольного возраста составляет не менее 60 % от общего нормативного
времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного
образования. Часть формируемая участниками образовательных отношений не превышает
40%.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает вариативность образования; отражает специфику детского сада; позволяет
более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать
специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в
которых осуществляется образовательный процесс.
В соответствии с образовательной программой дошкольного образования в
обязательной части учебного плана определено время на образовательную деятельность,
отведенное на реализацию 5 образовательных областей, с выделением видов
образовательной деятельности .
В каждой образовательной области определены виды образовательной деятельности с
детьми (как сквозные механизмы развития ребенка) по реализации поставленных задач в
части, формируемой участниками образовательных отношений.
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей:
"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", «Речевое развитие»,
"Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие» отражено в расписании
НОД. Занятия как «условные часы» используются как одна из форм образовательной
деятельности, предусмотренной как в обязательной части, так и в части формируемой
участниками образовательных отношений, кроме этого в учебном плане отражены
основные виды деятельности в соответствии с ФГОС наиболее характерные для каждого
возраста детей.
В раннем возрасте в содержание непосредственно образовательной деятельности не
включены такие виды деятельности как, самообслуживание и действия с бытовыми
предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.). Задачи Программы, направленные на
освоение данных видов деятельности решаются в режимные моменты: подготовка к приему
пищи, прогулке, ко сну, во время прогулки, вы время выполнения гигиенических процедур,
в общении, игре и др.
В группах детей дошкольного возраста в содержание непосредственно
образовательной деятельности не включены восприятие художественной литературы и
фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице).
Для восприятия художественной литературы и фольклора в режиме дня ежедневно
отведено время.
Содержание деятельности, направленное на решение задачи Программы по
формированию навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении
и на улице) планируется педагогами во все видах деятельности, при организации режимных
моментов.
Количество и продолжительность НОД устанавливаются в соответствии с СанПиН
1.2.3685-21, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников групп:
Длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не
превышает:
Возраст детей
от 1 года 6 месяцев до 3 лет
от 3 лет до 4 лет
от 4 лет до 5 лет
от 5 лет до 6 лет
от 6 лет до 7 лет
Длительность
НОД
10 минут
15 минут
20 минут
20-25 минут
30 минут
Максимально допустимый
объем образовательной
нагрузки в первой половине
дня:
не превышает 10 минут
не превышает 30 минут
не превышает 40 минут
не превышает 45 минут
не превышает 90 минут
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня:
- в группе раннего возраста не превышает 10 минут;
- в младшей группе не превышает 30 минут;
- в средней группе не превышает 40 минут;
- в старшей группе не превышает 45 минут;
- в подготовительной группе не превышает 1,5 часа.
В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера
проводятся физкультурные минутки, динамические паузы.
Перерывы между периодами НОД – не менее 10 минут.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности
и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.
В образовательном процессе используется интегрированный подход, который
позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности.
При организации педагогического процесса активно используются учебно-игровые
методы и приемы, способствующие развитию и формированию познавательных
интересов дошкольников.
Воспитателям предоставляется право варьировать место непосредственной
образовательной деятельности в педагогическом процессе, интегрировать содержание
различных видов непосредственной образовательной деятельности в зависимости от
поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном
процессе.
В летний период непосредственно образовательная деятельность не проводится.
Проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и
другие, а также увеличивается продолжительность прогулок.
Объем коррекционной помощи детям (непосредственная образовательная
деятельность с учителем - логопедом, с педагогом - психологом и другие)
регламентируют индивидуально в соответствии с медико-педагогическими
рекомендациями.
Непосредственная образовательная деятельность
проводится малыми
подгруппами или индивидуально и выводится за пределы учебного плана. Подгруппы
формируются на основе анализа диагностических данных, на основе сходства
проблем.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД № 416
(МАДОУ – ДЕТСКИЙ САД № 416)
ул. Сыромолотова, 7-б, г. Екатеринбург, 620072
Тел./факс: (343)222-60-50
http://www.416.tvoysadik.ru/;e-mail: mdoy-416@mail.ru
ИНН/КПП 6670209231/667001001
Учебный план МАДОУ - детский сад №416 на 2025-2026 учебный год
(основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного
образования в группах общеразвивающей направленности)
Группа раннего возраста №1 (1,6-3)
Вид деятельности детей
Речевое развитие
Познавательное развитие
(ФЭМП, ознакомление с окружающим)
Физическое развитие
Художественно-эстетическое
развитие/музыка
Художественно-эстетическое развитие
(лепка/аппликация, рисование)
Итого:
Максимально допустимый объем
образовательной нагрузки
Количество часов
20 мин (2)
20 мин (2)
20 мин (2)
20 мин(2)
20 мин (2)
100(мин)
1 ч .40мин (10)
Группа раннего возраста №3 (2-3)
Вид деятельности детей
Речевое развитие
Познавательное развитие
(ФЭМП, ознакомление с окружающим )
Физическое развитие
Художественно-эстетическое
развитие/музыка
Художественно-эстетическое развитие
(лепка/аппликация, рисование)
Итого:
Максимально допустимый объем
образовательной нагрузки
Количество часов
20 мин (2)
20 мин (2)
20 мин (2)
20 мин(2)
20 мин (2)
100(мин)
1 ч .40мин (10)
1)Примечание. Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на
улице) организуется в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.
2) Примечание. Восприятие художественной литературы
реализуется через совместную деятельность, осуществляемую в ходе режимных
моментов.
МУЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ СМУНАД № 416
(МАДОУ – ДЕТСКИЙ САД № 416)
ул. Сыромолотова, 7-б, г. Екатеринбург, 620072
Тел./факс: (343)222-60-50
http://www.416.tvoysadik.ru/;e-mail: mdoy-416@mail.ru
ИНН/КПП 6670209231/667001001
Учебный план МАДОУ - детский сад №416 на 2025-2026 учебный год
(основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного
образования в группах общеразвивающей направленности)
Вид деятельности детей
Возрастные группы детей, вид, количество НОД в
неделю
Социальнокоммуникативное
развитие (усвоение
норм и ценностей
принятых в
обществе/формирование
основ безопасного
поведения) *
Ознакомление с
Познавательное
окружающим
развитие
Речевое развитие
Формирование
элементарных
математических
представлений
Конструирование
4-й
год
жизни
15
мин.(1)
5-й год
жизни
6-год 7 год
жизни жизни
15 мин
(1)
20 мин
(1)
25 мин 30 мин
(1)
(1)
15 мин
(1)
25 мин
(1)
20
мин(1)
60мин(2)
-
25 мин
(1)
20мин
(2)
30 мин
(1)
60 мин.
(2)
20
25
мин.(1) мин(1)
30
мин (1)
Изобразительная
деятельность (рисование,
лепка/ аппликация)
Музыкальная деятельность
15мин
(1)
20мин
(1)
30 мин
(2)
40мин
(2)
45
мин.
(2)
60 мин
(2)
Двигательная деятельность/
физкультура
30 мин
(2)
40 мин
(2)
45
мин
(2)
60 мин
(2)
Познавательно
исследовательская
деятельность/ STEMлаборатория
Всего:
30 мин
(2)
60мин
(2)
50мин
(2)
60мин
(2)
25
60мин
мин.
(2)
(1)
2 ч 30 3 ч 20
5 ч 20 7.ч 30
мин
мин
мин
мин.
(10)
(10)
(13)
(15)
Примечание. Реализуется через совместную деятельность, осуществляемую в ходе
режимных моментов:
1) Восприятие художественной литературы
2) Самообслуживание и элементарный бытовой труд