150-летие со дня рождения С.А. Чаплыгина

11.07.2019

«Крупнейший механик нашего века, С. А. Чаплыгин, принадлежал к числу тех учёных, которыми гордится русский народ. Его вклад в науку чрезвычайно велик. Начав свою деятельность с решения сложных классических проблем механики в области теории движения твёрдого тела в жидкости и теории неголономных систем, он обнаружил свой блестящий дар учёного, владеющего самыми сложными аналитическими методами науки, извлекающего из них ясные геометрические закономерности движения».

С.А. Чаплыгин принадлежал к тем замечательным русским учёным, труды которых прокладывали пути в познании природы и служили фундаментом для развития современной техники. Вместе со своим учителем и соратником Н.Е.Жуковским они создали новую науку – аэродинамику, ставшую основой развития авиации.

В конце XIX века наугад, вслепую начинает делать свои первые шаги практическая авиация.

Автор: Юрий Сунгурцев
Источник: https://shkolazhizni.ru/biographies/articles/25170/
© Shkolazhizni.ru

В конце XIX века наугад, вслепую начинает делать свои первые шаги практическая авиация. Самолеты строились лишь на основе интуитивных предположений. Никаких предварительных расчетов или экспериментов никто не производил. Отсутствие научной базы для самолетостроения и несовершенство конструкций явилось причиной большого числа авиационных катастроф. В этот период ученые многих стран начинают вести первые теоретические исследования в области аэродинамики. В России это были труды Н. Е. Жуковского и С. А. Чаплыгина. С. А. Чаплыгин сочетает научную работу с педагогической. С сентября 1895 года он преподает математику в Московском университете, а затем в Московском техническом училище. В 1898 году защищает магистерскую диссертацию «О некоторых случаях движения твердого тела в жидкостях», удостоенную Большой золотой медали Академии наук.

Автор: Юрий Сунгурцев
Источник: https://shkolazhizni.ru/biographies/articles/25170/
© Shkolazhizni.ru

В конце XIX века наугад, вслепую начинает делать свои первые шаги практическая авиация. Самолеты строились лишь на основе интуитивных предположений. Никаких предварительных расчетов или экспериментов никто не производил. Отсутствие научной базы для самолетостроения и несовершенство конструкций явилось причиной большого числа авиационных катастроф. В этот период ученые многих стран начинают вести первые теоретические исследования в области аэродинамики. В России это были труды Н. Е. Жуковского и С. А. Чаплыгина. С. А. Чаплыгин сочетает научную работу с педагогической. С сентября 1895 года он преподает математику в Московском университете, а затем в Московском техническом училище. В 1898 году защищает магистерскую диссертацию «О некоторых случаях движения твердого тела в жидкостях», удостоенную Большой золотой медали Академии наук.

Автор: Юрий Сунгурцев
Источник: https://shkolazhizni.ru/biographies/articles/25170/
© Shkolazhizni.ruХочу такой сайт

В конце XIX века наугад, вслепую начинает делать свои первые шаги практическая авиация. Самолеты строились лишь на основе интуитивных предположений. Никаких предварительных расчетов или экспериментов никто не производил. Отсутствие научной базы для самолетостроения и несовершенство конструкций явилось причиной большого числа авиационных катастроф. В этот период ученые многих стран начинают вести первые теоретические исследования в области аэродинамики. В России это были труды Н. Е. Жуковского и С. А. Чаплыгина. С. А. Чаплыгин сочетает научную работу с педагогической. С сентября 1895 года он преподает математику в Московском университете, а затем в Московском техническом училище. В 1898 году защищает магистерскую диссертацию «О некоторых случаях движения твердого тела в жидкостях», удостоенную Большой золотой медали Академии наук. В это же время он приступает к изучению движения газовых потоков. Как известно, жидкость практически несжимаема. Газы же, такие, например, как обыкновенный воздух, наоборот, легко подвергаются сжатию. В аэродинамике принято всякую несжимаемую жидкую среду называть просто жидкостью, а сжимаемую — газом. Оказалось, что при малых скоростях воздушный поток ведет себя как несжимаемая среда и потому может с определенным приближением называться жидкостью. С увеличением скорости потока такое приближение становится слишком грубым. Приходится рассматривать более сложную модель течения. К исследованию такой модели и приступает в эти годы Чаплыгин. Свою докторскую диссертацию «О газовых струях» С. А. Чаплыгин написал во время пребывания в Крымском санатории. Целеустремленность не позволила ему оставить работу незавершенной даже на отдыхе. Сложная математическая проблема была поставлена и решена Сергеем Алексеевичем необычайно изящно. Знаменитой диссертации Чаплыгина была предначертана счастливая судьба — она стала фундаментом новой науки, которой впоследствии было дано название «Газовая динамика». В 1903 году, в тридцать четыре года, Сергей Алексеевич становится профессором Московского университета. Он считается блестящим молодым ученым, его приглашают читать лекции на Московских высших женских курсах. Через несколько лет совет профессоров высших женских курсов избирает С. А. Чаплыгина директором. В этой должности он организовал строительство великолепных по тем временам учебных корпусов. В ноябре 1910 года С. А. Чаплыгин выступает в Московском обществе воздухоплавания с сообщением «Результаты теоретических исследований о движении аэропланов». В этом сообщении он подводит итоги своих многолетних исследований в области практической аэродинамики.

Автор: Юрий Сунгурцев
Источник: https://shkolazhizni.ru/biographies/articles/25170/
© Shkolazhizni.ru

Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .

Дата создания: 11.07.2019

Дата обновления: 11.07.2019

Дата публикации: 11.07.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».