28.02.2024
Капризы — это действия,
которые лишены разумного основания, то есть: «Я так хочу и всё!!!». Они
вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма
самозащиты. Развитию детских капризов способствует неокрепшая нервная система.
Проявляются капризы в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях,
когда ясно, что оно бессмысленно и не приносит пользы, в недовольстве,
раздражительности, плаче, в двигательном перевозбуждении.
Что
могут сделать родители для преодоления капризности у детей:
1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности.
2. Во время приступа капризности оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать,
что вы его понимаете. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку
– это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему, как вас
огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести
себя лучше.
3. Стимулируйте развитие у ребенка взрослых черт поведения: умения говорить о
своих желаниях, стремления объяснить и понять. Не берите ребенка на руки,
опуститесь на уровень его глаз: «Скажи, чего ты хочешь, не плачь, а скажи»,
«Успокойся, остынь, поговорим». Учите и учитесь договариваться, находить
компромиссы.
4. Устанавливайте правила и границы дозволенного. Понимание, что в жизни
существует не только «хочу», но и «надо», следует прививать с малых лет. Будьте
в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали «нет», оставайтесь и дальше при
этом мнении.
5. Не сдавайтесь даже тогда, когда капризы ребёнка происходят в общественном
месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи
посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!». Ребёнку только
этого и нужно.
7. Постарайтесь отвлечь его внимание: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка
(книжка, штучка)!».
8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».
Необходим спокойный тон общения, без раздражительности.
9. Повсеместно стимулируйте и развивайте самостоятельность, творчество ребенка,
где он может выплеснуть свою активность, настойчивость, независимость. Дайте
ребенку роль «консультанта»: «Выбери себе чашку», «Посмотри, я правильно надела
шапку?». Полезные вопросы: «Ты наденешь колготки красные или белые? Что тебе
приготовить – гречневую кашу или рисовую? Почему ты это хочешь? А чем бы ты
хотел заняться (при отрицании других предложений)?».
Дата создания: 29.02.2024
Дата обновления: 29.02.2024
Дата публикации: 28.02.2024