10.11.2021
Образовательные
результаты, по определению, это результаты, достигнутые в процессе
образовательной деятельности. Для целей дошкольного образования будем их
классифицировать следующим образом:
Мотивационные образовательные результаты
— это сформированные в образовательном процессе первичные ценностные
представления, мотивы, интересы, потребности, система ценностных отношений к
окружающему миру, к себе, другим людям, инициативность, критическое мышление.
Универсальные образовательные результаты
— это развитие общих способностей (когнитивных — способности мыслить,
коммуникативных — способности взаимодействовать, регуляторных — способности к
саморегуляции своих действий).
Предметные образовательные результаты — это
усвоение конкретных элементов социального опыта и в том числе элементарных
знаний, составляющих предпосылки научного представления о мире, предметных
умений и навыков.
Такой
подход к пониманию образовательных результатов не позволяет акцентировать
внимание исключительно на достижении предметных результатов (ЗУН — знания,
умения, навыки), но требует комплексного подхода и предполагает, что во главу
угла ставится формирование личности ребенка через развитие общих способностей
(когнитивных, коммуникативных, регуляторных) с опорой на сформированные
ценностные представления и полученные знания, умения, навыки.
В такой
парадигме достижение предметных результатов (знания, умения, навыки) является
не целью, а материалом для развития ребенка, а ценностные представления задают
требуемое направление для проявления инициативы и самореализации.
Ожидаемые образовательные результаты (целевые
ориентиры)
Универсальные образовательные результаты |
||
Когнитивные способности |
Коммуникативные способности |
Регуляторные способности |
•
Любознательность. •
Развитое воображение. •
Умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать
гипотезы, находить оптимальные пути решения. •
Способность самостоятельно выделять и формулировать
цель. •
Умение искать и выделять необходимую информацию. •
Умение анализировать, выделять главное и второстепенное,
составлять целое из частей, классифицировать, моделировать. •
Умение устанавливать причинно-следственные связи,
наблюдать, экспериментировать, формулировать выводы. •
Умение доказывать,
аргументированно защищать свои идеи. •
Критическое
мышление, способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания
и умения. |
•
Умение общаться и взаимодействовать с партнерами
по игре, совместной деятельности или обмену информацией. •
Способность действовать с учетом позиции другого и
согласовывать свои действия с остальными участниками процесса. •
Умение организовывать и планировать совместные действия
со сверстниками и взрослыми. •
Умение работать в команде, включая трудовую и
проектную деятельность. |
•
Умение подчиняться правилам и социальным нормам. •
Целеполагание и планирование (способность
планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели). •
Прогнозирование. •
Способность адекватно оценивать результаты своей
деятельности. •
Самоконтроль и коррекция. |